Один из красивейших деревянных храмов на Вятской земле — Никольская церковь в селе Беляево Кикнурского района. Село Беляево основано в конце XIX столетия. Автор проекта храма предположительно губернский инженер Андреев. Освящение храма во имя Святого Чудотворца Николая Мирликийского состоялось 9 марта 1894 года. Закрыт храм в 1939 году, использовался под зерносклад. 1 апреля 1946 года по ходатайству общины Беляевского прихода Николаевскую церковь вновь открыли для богослужения. Росписи интерьеров храма и иконостас с иконами относятся к началу XX столетия. Авторство живописи на сегодняшний день не установлено.
Ангелина Летова так рассказала о связи этого храма с Матфеем Яранским: «Николаевская церковь в Беляево тесно связана с жизнью одного из известных святых вятской земли – Матфея Яранского. После того, как в 1921 году был разогнан Иоанно-Предтеченский монастырь, построенный под Яранском в имении купцов Беляевых, этот святой старец, который был насельником обители, ушел жить в Беляевское. Оно входило во владения монастыря, собственно, как и все земли Беляевых, и в нем располагалась монастырская пасека. Матфей прожил здесь недолго. Вскоре он переселился в недалекое Ершово, где крестьяне построили ему небольшую келью, и пока мог ходить регулярно посещал службы в Николаевском храме. В 1927 году в Ершово Матфей оставил земной мир. Его похороны превратились в огромную процессию. Гроб с телом старца несли на руках из Ершово через Беляево до самого Яранска… «(Информация с сайтов Соборы.ру и Родная Вятка)
Не смотря на то, что церковь была закрыта, судя по документам, в июне 1941 года она действовала. В политинформациях о настроении населения в связи с войной, которые составлялись в каждом районе в первые дни войны, есть сообщение по Кикнурскому району: «В селе Беляковском (так в документе, правильно — в селе Беляево) работает церковь. За последние дни к ней началось прямо-таки паломничество. Приходят сотни людей из разных районов, даже из Котельничского. Попы крестят по 60 — 90 детей в день. Районные власти являются беспристрастными свидетелями…» (ЦГАКО. Ф. П-1290. Оп. 7. Д. 44. Л. 184.)