Дорога к Спасу

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА слушателя IV курса Кашиной Елены Сергеевны

На тему: Дорога к Спасу

Содержание:

1. Введение…………………………………………………………. 3 стр.

2. Начало пути. О поклонных крестах..………….………………… 4 стр.

3. Вместе построим школу…………………………………………..4 стр.

4. Значение церковно-приходской воскресной школы в деле

духовно-нравственного воспитания детей…………………………6 стр.

5. Сущность воскресной школы……………………………………..8 стр.

6. Главная цель воскресной школы…………………………………10 стр.

7. Летопись храма Спаса Нерукотворного………………………….12 стр.

8. Житие священномученика Александра Агафонникова……… 14 стр.

9. История прихода………………………………………………… 17 стр.

10. Заключение………………………………………………………19 стр.

11. Список литературы……………………………………………. 20 стр.

Введение

Воскресная школа под названием «Спас» возникла как отклик на нужды местного сельского батюшки, а также неравнодушных прихожан. А какая может быть сейчас самая большая нужда? Все мы это знаем. Как больно видеть наших 10-12-летних девчонок, уже замаскировавшихся под современную среду обитания, одевшихся или, можно сказать, раздевшихся по современной моде.

Вопрос, в общем-то, сводится к старой русской пословице: «С кем поведешься, от того и наберешься». Во-первых, как уберечь наших детей от дурного влияния, от заразительных негативных примеров. Во-вторых, как научить их добру, привить им нравственные благородные человеческие качества.

Наша задача состоит не столько в том, чтобы дать детям какую-либо информацию, сколько в том, чтобы помочь им самим разобраться в жизни, найти противоядие против натиска поп-культуры, сохранить честь и достоинство. Необходимо больше обращать внимание на смысловую сторону, например, театральных постановок, их назидательность, давая детям возможность самим как бы проиграть жизненные ситуации. Важно помочь ребенку обрести внутренний стержень, сформировать личностные качества.

Когда человек отправляется в дорогу, он должен понимать и знать цель своего путешествия. Открыть сердце, впустить в него чудо – только на первый взгляд легко. Это великий труд во Славу Божью – это, главным образом, духовное путешествие, а цель его духовная радость, умиротворение и раскрытие в себе жизненного внутреннего потенциала.

Главное, чтобы это путешествие было не для развлечения, а с пользой для души.

Мне хотелось в этой работе рассказать о своем путешествии в удивительное, таинственное место, наполненное благодатью, которая придает силы и успокоение.

Речь пойдет не только о создании воскресной школы, но и о старинном намоленном храме, его истории, святынях, а также о простых людях, благодаря вере и трудам которых стоит храм сегодня в селе и его жители имеют возможность молиться и благодарить Господа.

Начало пути. О поклонных крестах

Нельзя не сказать о поклонных крестах.

Подъезжая к поселку Оричи и с. Спас-Талица на дорогах установлены и освящены поклонные кресты.

Зачем нам нужны поклонные кресты? Для чего их устанавливают на перекрестках дорог?

Кто-то даже пытается обойти поклонный крест, как бы, не замечая, что он есть.

Важно понять главное, что поклонный крест настраивает на молитвенное размышление.

Семь лет назад в окрестностях с. Спас-Талица появился первый поклонный крест. Задумаемся над такими словами как окрестность, перекресток? Конечно же, смысл эти слов связан с крестом. Многие считают, что крест поклонный – это напоминание о смерти. Но задача установления таких крестов была такова: каждый православный христианин, входя в то или иное селение, мог перекреститься перед крестом и тем самым он призывал помощь Божию.

Как говорил Господь: «Будете входить в тот или иной город, если вас примут там с радостью, то там пребывайте, если же нет, отходя, оттрясите прах от ног ваших» (Еван. от Матфея, гл. 10).

Крест поклонный устанавливается на перекрестках дорог, потому что именно там человек выбирает свой путь. И когда человек стоит перед выбором важно, чтобы он тоже вспомнил о Боге, потому что, куда он пойдет на перекрестке, такова будет его дальнейшая судьба и жизнь. И чтобы этот выбор был удачным, нужным и правильным, Господь помогает тому человеку, кто молится перед этими поклонными крестами, кто обращается к Богу.

И дай Бог, чтобы каждый человек, который проходит через свой жизненный перекресток, всегда вспоминал о Боге, просил его помощи и получал просимое.

Вместе построим школу

Место удивительно красивое и как будто предназначенное для школы. Даже березки и кустарники растут хороводом, оставив солнечную полянку свободной. Именно здесь будет православный центр.

Дело в том, что получить финансирование от государства на строительство такого объекта очень сложно, так как это связано с необходимостью собрать огромное количество документов, которые стоят дорого. Поэтому школа создавалась в очень трудных условиях. Но, благодаря искренней, простой и полной твердой веры молитвы настоятеля храма о. Николая (Смирнова), а также нелегкими трудами прихожан и благотворителей, было сделано все возможное, чтобы детское сердце Спаса забилось.

Первые работы были проведены летом 2012г. – построены стены и крыша здания двухэтажной воскресной школы. Общая площадь составила примерно 155 м2.

С осени 2012-осень 2013г.г. проводились организационные работы по инфраструктуре, т.е. обеспечение школы светом и теплом.

С начала зимы 2013-осень 2014г.г. – оснащение школы мебелью (шкафчики, полочки, стульчики, различные принадлежности для проведения занятий) и оборудованием для просмотра православных фильмов, мультиков, сказок и др., т.е. для младшей (на 20 человек) и школьной (примерно на 20 человек ) групп, также для актового зала на 60 мест и для учительской.

Впервые в 2014г. в школе состоялся первый праздник на Рождество Христово, который с нетерпением ждали и готовились дети прихожан.

14 октября 2014г. – воскресная школа была освящена на праздник Покрова Пресвятой Богородицы и стала духовным центром всей округи.

В день праздника после праздничного богослужения прихожане не спешили расходиться. Многие собрались, чтобы поздравить с завершением огромного труда и духовной победой батюшку и друг друга.

Также, благодаря помощи добрых людей, организована пришкольная детская площадка: построена замечательная горка, качели, деревянные кораблик и самолетик для ребятишек, а также предусмотрены различные игры с мячиком.

Да, много было трудностей, препятствий, недопониманий на пути, но главное, не сдаваться, не терять надежды и не опускать руки. А радостные и счастливые глаза детишек компенсируют нелегкий труд.

Человек, побывавший в старинном селе, веками намоленном месте, навсегда оставляет здесь кусочек своего сердца и нередко приезжает сюда вновь. А бывает – и навсегда переселяется.

Строительство подобных православных центров, воскресных школ – это величайшая честь для каждого человека. Поэтому, мы верим, что сюда Господь будет приводить новых людей, которые сердцем понимают смысл задуманного Промысла Божия.

Значение церковно-приходской воскресной школы в деле духовно-нравственного воспитания детей

В декабре 2012 года Синодальным отделом Русской Православной Церкви был утвержден «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. В пояснительной записке мы читаем, что обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. Воскресные школы как форма работы с детьми и молодежью при приходах стали появляться в 90-е годы XX века с началом возрождения церковной жизни в России. За двадцать лет наблюдалась положительная динамика роста количества воскресных школ в епархиях Русской Православной Церкви. Это свидетельствует о повышении роли и значения воскресных школ в деле воспитания и воцерковления подрастающего поколения. В настоящее время многие воскресные школы стали центрами духовно-нравственного просвещения, приобщения детей и молодежи к православной традиции, церковному укладу жизни, церковной среде.

И действительно, основными сферами жизни ребенка, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, Церковь и школа. Эти сферы взаимосвязаны и неразделимы. В семье закладываются основы духовно-нравственного воспитания ребенка, но для его духовного становления и роста необходимо быть членом Церкви, а в трудном деле воцерковления семье оказывает большую помощь именно церковно-приходская воскресная школа.

Принято считать, что основная задача православных воскресных школ – это просвещение и научение Закону Божию детей прихожан. В то же время протоиерей Глеб Каледа считал, что церковная школа должна быть, прежде всего, школой воспитания благоговения и христианской нравственности, школой радости, выполняющей задачу «культивирования» интереса к богословскому просвещению, поскольку «жить одной верой, без христианского просвещения, очень трудно» [4, с. 109]. Поэтому на самом деле основной задачей воскресных школ является не передача информации о Священной и Церковной истории, а воспитание чувства благоговения и любви к Богу и к людям, «связывание» души ребенка с Церковью.

В связи с этим, воскресная школа в деле воспитания помогает ребенку осмыслить такие важные онтологические понятия, как Бог, мироздание, жизнь; знакомит с наукой о самом себе, давая ему истинное представление о смысле и назначении его жизни, и подготавливает его к таинственной молитвенной жизни, к приобретению и осмыслению собственного духовного опыта – опыта Богообщения.

Разнообразные формы занятий, общая храмовая молитва, активное участие в богослужении и любой общий труд на пользу Церкви, совместные чаепития, паломнические поездки, участие в различных конкурсах и мероприятиях, организуемых отделом по работе с воскресными школами, сближают детей и способствуют общению, в котором так нуждаются современные дети и подростки.

В стороне не остаются и родители, они активно участвуют в жизни воскресной школы, вовлекаются в учебно-воспитательный процесс воскресной школы, продолжают свое воцерковление, и в некоторых случаях даже берут пример со своих детей и изучают параллельно сами основы православной веры.

Воспитательная среда церковно-приходской воскресной школы, основанная на заповедях Божиих, формирует особое отношение детей ко всему:
К родителям, учителям и старшим – почитание, уважение, послушание;
К сверстникам – внимательность к своим поступкам и словам по отношению к ним – как вы хотите, чтобы поступали с вами, так и вы поступайте;
К своей Родине – если Бог призвал тебя из небытия в бытие именно здесь, то это не случайно, на этой земле ты рожден, это и есть твоя родина, Отчизна — отсюда истоки патриотизма;

К природе – окружающий мир – это мир, Богом сотворенный, мир Божий, поэтому нужно беречь его.

К делам, поступкам, учению – начинать с молитвы, внимание, собранность, ответственность, качество и доведение до конца.

И главное, воскресная школа показывает ребенку путь к духовному росту, путь святых. Святость – вот идеал, данный человеку в этой жизни, одновременно достижимый и недостижимый. Недостижимый в своей полноте, т.к. святость не ограничена объективным уровнем, и достижимый для конкретного человека в соответствии с его мерой и возможностями.

Сущность воскресной школы

Воскресная Школа – это образовательная программа церкви.

Обычно с инициативой по созданию такой программы выступает пресвитер.

Занятия в воскресной школе проходят в маленьких группах, поэтому преподаватели хорошо знают учащихся, сохраняют тесную связь с ними и всегда знают их запросы.

Учитель воскресной школы — помощник пресвитера. Его работа — это своего рода служение, которое объединяет все поколения и обеспечивает условия для их духовного роста.

Воскресная Школа способствует духовному росту человека в любом возрасте, от рождения до смерти. Поступить в такую школу никогда не поздно и никогда не рано.

Воскресная школа организована так, чтобы сосредоточить внимание общины на каждом ее члене и на каждом неверующем, входящем в круг общения христиан.

Прихожане и гости поместной церкви собираются по воскресным дням, чтобы вместе изучать Библию. На эти собрания приходят, как правило, семьями — родители и дети, а так — же одинокие люди и молодежь. Приходят и пожилые люди, чтобы продолжить изучение Библии и поделиться мудростью и опытом с молодыми. Одинокие и вдовы обретают общение на таких собраниях друзей, слушают вместе Слово Божие. Создаются специальные малые группы для малышей, для школьников начальной и старшей школы. Таким образом, Воскресная Школа сплачивает людей, учит их заботиться друг о друге. В этом ключ к ее успешной работе.

Воскресная Школа способствует количественному росту церкви и образованию новых церквей.

Как правило, значительно быстрее растут те церкви, где прихожане и их гости получают систематическое евангельское образование под руководством духовных, опытных и грамотных наставников. Новообращенные в этих церквах делятся своей духовной радостью с теми, кто еще стоит вне церкви и не знает Христа как своего личного Спасителя. Каждое воскресенье, можно перед началом богослужения, или после проповеди, верующие по соответствующей программе в течение часа изучают Библию, собираясь группами, в зависимости от возрастных особенностей или интересов людей. Это расширяет возможности евангелизации и обогащает духовную атмосферу в церкви.

Воскресная Школа способствует поиску служения и обучению ему.

Каждый прихожанин (причем не только член поместной церкви, но начиная с детей, подростки и молодежь, еще не успевшие вступить в Завет с Господом через принятие Святого водного крещения) под воздействием Духа Святого, в какой — то момент своей жизни осознает, что он не только дитя Божие, Его ученик, но и «ветвь», от которой Господь ожидает плода. (Иоан.15.1 — 7.) Горячая любовь к Иисусу Христу порождает искреннее желание и жажду исполнения Его воли. Ощущая в себе Божественный призыв к духовному труду, человек начинает сначала молиться об этом, а затем практически определяться в деле своего будущего служения, в чем ему всячески содействует Воскресная Школа. Воскресная Школа работает каждую неделю. Ее специфика состоит в том, что занятия в ней никогда не прекращаются. Точно так же, как верующие регулярно собираются на богослужебные собрания, они приходят и на занятия в воскресную школу. Очень важно, чтобы все члены церкви в полном составе посещали эти занятия.

Воскресная Школа стоит на страже духовных истин и ценностей человека.

Все сотрудники школы являются, прежде всего, возрожденными людьми, членами поместной церкви и посвященными на служение в воскресной школе. На них возлагается Богом и поместной церковью большая ответственность — учить людей сверять свою личную жизнь и богословские доктрины с Библией, единственным непогрешимым авторитетом в вопросах практической жизни и вероучения, что будет фундаментом и основанием будущих благословений, способствуя постоянному внутреннему духовному обновлению и защите от заблуждений.

Изучение Библии помогает сохранить чистоту веры, проверить правильность понимания духовных истин и подготовить человека к служению. Апостол Павел (послание к Евр.4,12) четко сформулировал, почему изучение Библии чрезвычайно важно для каждого христианина: ” Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные”.

Павел напоминал и Тимофею о важности знания Библии. 2Тим.3,15 -16. “Притом же ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности”.

Главная цель воскресной школы.

Главная цель воскресной школы – помочь родителям заложить в детские души основы духовных и нравственных ценностей. Сделать все возможное, чтобы дети сознательно и добровольно приняли Иисуса Христа в свое сердце как личного своего Спасителя и могли свободно и радостно свидетельствовать об этом окружающим. Воскресная Школа не подменяет и не снимает ответственности с родителей за духовное и нравственное воспитание детей в их семье.

Мир, окружающий наших детей, наполнен наркотиками, алкоголем, добрачным сексом, пропагандой зла и насилия. Дети и подростки не способны самостоятельно противостоять различной пропаганде мирских ценностей. И потому церковь несет большую ответственность за оказание помощи родителям в воспитании детей — будущего всей нации. Одним из путей осуществления этих задач и является детское служение.

Епископ Юрий Коновалов, подчеркивает: «Воскресная школа не может заменить родителей. Детские служители помогают родителям воспитывать их собственных детей. Ребенок находится в совершенно другой атмосфере, в другом коллективе, среди верующих детей. Это не дети, как в садике или в школе, они совершенно другие. Цель учителей: привить детям любовь к Слову Божьему и это очень помогает в воспитании детей, и наши дети имеют возможность не наступить на те же грабли, на которые, может быть, наступили их родители. Воскресная школа важна и нужна в каждой церкви, каждому ребенку».

Пока родители слушают проповедь на служении, в воскресной школе в доступном для детей формате наставники детского служения прививают им истинные ценности: способность к милосердию и добрым делам, ответственности, послушанию родителям. Дети учатся жить в святости и доверии Богу. В воскресной школе стараются с Божьей мудростью рассказать о Божьей любви, чтобы дети знали, что не только школа необходима в их жизни, но также, чтобы они понимали, что Воскресная школа необходима для их духовного роста, чтобы они больше узнавали о Боге. Проводятся библейские уроки, дети учатся молиться, прославлять Бога. Также на Воскресной школе проводят праздники, рисуют, делают поделки, которые славят Бога.

Главные инструменты воспитания – это Слово Божье и молитва за детей. Как правило, в начале учебного года проводят день Библии. Это одно из мероприятий, где Божье Слово становится для детей крепким основанием. Посредством игр и кукольно-театральных постановок дети с легкостью запоминают Божьи истины.

Как результат — дети, регулярно посещающие занятия в Воскресной школе, зачастую становятся служителями в церкви и достойными членами общества.

Юрий Коновалов поделился опытом: «Мои дети служат Богу. И люди меня спрашивают: как я воспитывал своих детей? У меня один ответ – мы всегда брали их с собой в церковь, старались показать им личный пример, ведь дети впитывают все то, что есть в родителях. Дети – это зеркало своих родителей, поэтому, когда они слышали Слово Божье, они просто наполнялись им. Однажды в их жизни появилось желание делать то же самое, что и их родители. Воистину это великое благословение, когда каждый человек видит служащими Богу своих детей».

Сегодня наша задача, как взрослых, сделать все возможное, чтобы дети сознательно и добровольно приняли Иисуса Христа в свое сердце, как личного Спасителя, и могли свободно и радостно свидетельствовать об этом окружающим своей счастливой и успешной жизнью.

Воскресная школа призвана подготовить ребенка к посещению церкви, к осознанному ее посещению. Благодаря обучению в такой школе ребенок постепенно и в доступной для него форме получает информацию религиозного характера, и со временем начинает понимать, что и для чего делается, и почему все это необходимо. Но важно отнюдь не это. Про все внешние проявления службы и атрибутику узнать не сложно, об этом могут рассказать другие верующие, про это можно прочитать. Важно другое – воспитание ребенка в церковной среде, обращая его внимание не на внешние проявления церковной службы, а на внутренние переживания, приобщение его к церкви и к религиозному обществу.

В воскресной школе ребенок может общаться с другими детьми верующих, находиться в хорошей для него среде. Он может проводить свой досуг с благовоспитанными сверстниками, и получать много нового и полезного также и в общении с ними.

Дети, не получившие специального, церковного, пусть и не образования, но хотя бы введения в него, с трудом понимают духовный смысл молитв, церковных таинств, Божественной литургии. Они не понимают необходимости духовного общения с Христом, не желают воспринимать его как нравственный идеал. И потому приобщение к религии не может сделать их лучше. Церковная жизнь оказывается отделенной от их повседневности даже в том случае, если они еженедельно посещают церковь. Возможно, такие дети будут отлично понимать необходимость соблюдать социальные нормы, помогать беспомощным, подавать милостыню. Но даже при самом большом их желании быть истинными христианами им будет очень сложно научиться молиться Богу по-настоящему, общаться с Богом, потому как они просто не будут знать, как это правильно делать. Этому их должны научить взрослые. Мало того, дети должны почувствовать интерес к религии, желание следовать заповедям и ходить в церковь самостоятельно, а не по принуждению взрослых. Душа ребенка сама должна тянуться к церкви, к божественной любви, и тогда он сможет самостоятельно принимать верные решения.

Летопись храма Спаса Нерукотворного

Главная достопримечательность села – церковь в честь Спаса Нерукотворного.

Теперь уже никто и не помнит, кому пришла в голову замечательная мысль — назвать это село Именем Бога. В официальных документах и на дорожных указателях оно значится как Спас-Талица. А в народном обиходе — просто Спас.

Удивительно, как могло сохраниться Имя Божие на карте Кировской области! Ведь в советское время богоборцы хотели стереть Его с лица земли, чтобы Оно не произносилось уже никогда и нигде. В итоге к 70-м годам прошлого века на всю округу осталось несколько действующих храмов во имя Святой Троицы: в селах Истобенск, Быстрица, Волково, Кстинино, и уцелела одна церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа — в Спас-Талице!

На весь полумиллионный город Киров в то время была открыта одна-единственная церковь во имя Преподобного Серафима Саровского, а в радиусе 50 километров от областного центра — пять — и все Господские! Жители этих сел не бедствуют и сегодня: Истобенск был столицей советских миллионеров, в Быстрице колхозные коровы до сих пор бьют рекорды по надоям молока, Волково и Кстинино стали элитными дачными поселками.

А вот селения, потерявшие церкви, умирают мучительной смертью. Ибо исполнилось на них слово Евангелия: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор., 3, 17).

Почему же уцелела Спасская церковь и жива Спас-Талица? Народная поговорка отвечает: не стоит село без праведника.
И вот несколько лет назад стало известно, что настоятелем Спасской церкви до революции служил будущий священномученик Александр Агафонников, прославленный в сонме Новомучеников и Исповедников Российских в 2000 году. Имя его теперь поминают в Спас-Талице за каждым Богослужением.

Не только Именем Божиим, но и своими трудами сумели жители села Спас-Талица отстоять храм.

Храм в с. Спасо-Талица был построен к 1778 г. Основной объём — двусветный четверик, композиционно близкий к храмам великорецкого типа, перекрытый поздним куполом с главкой. Двухпредельной трапезной, расширенной в 1830 и надстроенной в нач. ХХ в., храм связан с восьмигранной многоярусной колокольней под шпилем. Приделы Христорождественский и Петропавловский. О состоянии храма в старые времена нам рассказывает книга «Вятская Епархия»(1912г.):»…приход состоит их 54 селений, прихожан православных русских — 2886 — мужского пола и 3026 — женского пола. Село расположено на низменной местности, переходящей к северу от села в болотистую и луговую. На севере тянется лесной бор; близ села протекают речки Истобница и Талый Ключ; около села встречаются небольшие перелески из некрупного елового и соснового леса. В 10 верстах( примерно 10,5 км.) течет р. Вятка. В селе 3 школы: церковно-приходская мужская, земская мужская, земская женская. Главное занятие прихожан — земледелие. Вследствие малоземелья, многие крестьяне ходят на заработки в Сибирь и там несут разные обязанности по судоходству в качестве матросов, лоцманов и капитанов. Медпункт — в г. Орлове, волостное управление — Спасское в самом селе.» Храм с. Спас-Талица — один из немногих храмов Епархии, где Богослужения совершались в годы богоборчества и гонений на Церковь. Храм сохранил свое старинное благолепие. В настоящее время по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Хрисанфа настоятелем храма является иерей Николай Смирнов; второй священник — протоиерей Игорь Мартынов. Проводятся работы по поддержанию храма в благолепном состоянии, на приходе действует воскресная школа и благотворительная трапезная, издается тиражом 999 экз. приходская газета «Искра Божия». Совершаются службы в домовом храме при Оричевской районной больнице.

Житие Александра Агафонникова

Агафоников Александр Владимирович (1881-1937), протоиерей, священномученик.

В начале двадцатого века в храме служил святой человек священномученик Александр Агафонников.

Священномученик Александр родился 3 декабря 1881 года в селе Медяны Вятского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Владимира Агафоникова, в последствии священника. По окончании в 1903 году 5-го класса Вятской Духовной семинарии Александр Владимирович поступил учителем в Сычевскую церковноприходскую школу. 18 июня 1904 года он был рукоположен во диакона ко храму в селе Кырчан Нолинского уезда Вятской губернии, а 29 октября 1906 года – во священника ко храму в селе Тойкино Сарапульского уезда и назначен преподавателем Закона Божьего в Тойкинском земском училище. В 1911 году отец Александр был избран депутатом от духовенства на епархиальный съезд, а в 1913 году – депутатом на окружной училищный съезд.

В 1914 году отец Александр был переведен в храм в селе Спасо-Талицы Орловского уезда Вятской губернии и назначен законоучителем женского и мужского земских училищ. Известно, что за время своего служения в Спасо-Талице отец Александр Агафонников состоял действительным членом Вятского церковно-певческого общества. Осенью 1914 года получил архипастырское благословение «за труды по церковно-школьному делу».В 1915-1917 годах отец Александр избирался депутатом на епархиальные съезды, а в 1917 году был избран благочинным 1‑го округа Орловского уезда. С 1917 года отец Александр стал служить в городе Вятке, а с 1919 года – в Спасо-Троицком соборе в городе Котельнич и вскоре был назначен благочинным.

В начале 1924 года иеромонах Флавиан был хиротонисан во епископа Котельнического, викария Вятской епархии. В этот период отец Александр исполнял обязанности городского благочинного и был ближайшим помощником архиерея. Епископ Флавиан управлял викариатством около года, а затем был арестован и сослан. Из ссылки он написал отцу Александру, что попал в чрезвычайно тяжелые материальные обстоятельства и нуждается в самом необходимом; в ответ на просьбу о помощи отец Александр стал ежемесячно высылать епископу деньги.

В это время в Котельниче развязалась борьба обновленцев с православными; обновленцы были активно поддержаны советской властью, и ОГПУ стало собирать сведения обо всех наиболее непримиримых противниках обновленцев. В конце 1926 года сотрудники ОГПУ составили свое заключение о деятельности отца Александра Агафоникова, в котором писали, что он, «будучи благочинным, в 1925 году сгруппировал вокруг себя реакционный элемент из духовенства города Котельнич и монашек и повел усиленную работу по укреплению в пределах уезда “старого православия” для более усиленной борьбы с так называемой группой обновленческого духовенства. Он повел работу по организации в городе Котельнич специальной епископской кафедры, что ему и удалось. В конце 1925 года в город Котельнич приехал епископ Флавиан, который вскоре Коллегией ОГПУ был сослан за антисоветскую деятельность.

Перед арестом Флавиан дал Агафоникову строгий наказ держаться за “старое”, быть стойким и не бояться никаких преследований со стороны существующей власти и поручил ему нелегально исполнять должность наместника управляющего епархией.

Будучи реакционно настроен против советской власти, Агафоников в церкви устраивал посвященные “страдальцам за веру православную” молебны, на которых демонстративно произносил многолетия страдальцам за веру православную, изгнанникам архиепископу Павлу[1], епископам Виктору[2] и Флавиану, этим самым фанатично верующую публику натравливал на существующий государственный строй.

После приезда в город Котельнич митрополита Кирилла[3] Агафоников сгруппировал вокруг него черносотенно-реакционный элемент. Способствовал агитации монашек среди неверующего населения о прибытии в Котельнич “святого митрополита” и паломничеству к нему той же публики».

Отец Александр Агафоников был арестован в сочельник Рождества Христова – 6 января 1927 года. 20 января следователь зачитал ему постановление о предъявлении обвинения, что «после ареста епископа Флавиана он возглавлял нелегально Котельническое епархиальное управление, на каковое производил денежные сборы и концентрировал их в фонд помощи антисоветскому элементу, находящемуся в ссылке. Являлся организатором денежных сборов тому же элементу. Вокруг себя сгруппировал черносотенный реакционный элемент города Котельнич, из которого намеревался организовать нелегальный сестринский кружок, ставивший своей целью содействие антисоветской деятельности проживавшего в городе Котельнич административно ссыльного митрополита Кирилла. После пожара в городе Котельнич поступающие пожертвования на погорельцев Агафоников вопреки желаниям населения расходовал на ремонт церквей и частично из них отправлял осужденному за контрреволюционную деятельность епископу».

25 января священник был допрошен. Отвечая на вопросы следователя, отец Александр сказал:

«Прошло приблизительно полгода после отъезда епископа Флавиана, когда я получил от него письмо, в котором он указывал на свое тяжелое материальное положение. Из чувства долга и сострадания к нему я послал пятьдесят рублей, а после того, как узнал его постоянный адрес, стал посылать ежемесячно по пятьдесят рублей. Деньги, собранные на епархиальные нужды, я считаю, должны находиться в полном распоряжении епископа Флавиана, так как у нас другого епископа нет, почему и считаю просьбы его о высылке денег вполне законными просьбами. Деньги, поступившие на ремонт церкви, расходовались по прямому назначению, и все они своевременно оприходовались в приходно-расходный журнал. Митрополиту Кириллу также оказывал материальную помощь из средств епископа».

20 марта 1927 года уполномоченный секретного отделения 6-го отдела ОГПУ Казанский, составляя окончательное заключение по делу священника Александра Агафоникова, охарактеризовал его как «наиболее активного антисоветского церковного деятеля города Котельнич, агитировавшего во время Кронштадтского мятежа среди церковников “о конце власти”, создателя и руководителя реакционных мирянских объединений, организатора помощи высланному за антисоветскую деятельность епископату».

Вскоре последовал приговор, трехлетнее заключение. После освобождения о.Александр жил и служил в течение 1930-1933 годов в вятских храмах. А потом по совету своего брата о.Николая, служившего в Подмосковье, переехал и служил в храме с.Лемешово Подольского района.[22] Здесь он был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. .

10 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Священник Александр Агафоников был расстрелян 14 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Здесь же расстреляны и похоронены: 5 ноября старший брат батюшки о.Николай[23], а 9 декабря – младший брат о.Василий Агафонниковы. Только с 8 августа 1937-го по 19 октября 1938 года в Бутово было расстреляно 20675 человек.
Священник Александр Агафонников принял мученическую кончину 1/14 октября – в праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 1937 года.

14 октября — память священномученика Александра Агафонникова В августе 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил в лике святых свыше тысячи новомучеников и исповедников, пострадавших за веру в 20-м веке. Среди них был и свящ. Александр Агафонников.

История прихода

Не только Именем Божиим, но и своими трудами сумели жители села отстоять храм. Спас-Талицкую церковь спас мужественный поступок Анны Вылегжаниной. Когда местные власти опечатали двери храма, Анна поехала в Москву и попала на прием к самому Н.С. Хрущеву. Не успела Анна вернуться в родное село, как власти открыли Спасскую церковь.
Больших трудов стоило поддерживать старинную церковь в надлежащем виде. Власти не давали разрешения на ее ремонт, а строительные базы не продавали церкви стройматериалы. В соседнем колхозе нашелся смелый председатель — Виктор Николаевич Дресвянников, который оформлял стройматериалы для Спасской церкви через свой колхоз.
С дореволюционной эпохой Спасскую церковь связывает еще одно имя — блаженной Натальюшки. Она была Божиим человеком, имевшим дар прозорливости. Натальюшка не могла ни ходить, ни сидеть, а только двигала рукой, чтобы наложить на себя крестное знамение.
Анастасия Тиунова решила привезти Натальюшку к себе в гости, чтобы поухаживать за ней и помолиться вдвоем. Путь был через Спас-Талицу в соседнее село, а весь транспорт — лошадиная повозка. Когда они проезжали мимо Спасской церкви, Натальюшка попросила остановить телегу, приподнять ее лицом к храму, затем помолилась и сказала: «Этот храм будет неразрушим». Так и вышло: по сей день стоит церковь.

В наше время жизнь Спасской церкви не менее интересна. Скажем о чуде, которое разнеслось по Вятской епархии несколько лет назад. Настоятель церкви священник Николай Смирнов решил почистить киоты святых икон. Когда он снял стекло с иконы Божией Матери «Скоропослушница», написанной в прошлом веке монахиней одного Вятского монастыря, то обратил внимание, что на стекле отразилась точная копия образа Скоропослушницы, сделанная как бы из мельчайших капелек. Сколько лет назад отпечаталось изображение на стекле, было неизвестно, так как киоты не снимались много лет. Батюшка поместил нерукотворный образ в алтарь и направил рапорт Вятскому Митрополиту Хрисанфу. Спустя какое-то время в село прибыла епархиальная комиссия во главе с благочинным протоиереем Михаилом Ильницким, которая подтвердила действительность этого чуда.

О чуде заговорили по всей округе. Люди потекли в храм, чтобы увидеть нерукотворный образ собственными глазами. Многие благоговейно прикладывались к стеклу с образом Скоропослушницы, а кое-кто и просто с праздным любопытством разглядывал творение Невидимого Художника и поворачивался к выходу. В округе стали появляться всякие материалистические версии насчет того, как отпечатался образ на стекле. Предполагали, что свежие краски иконы каким-то образом «впитались» в структуру стекла, и вот получилась точная «фотокопия».

Тем временем настоятель Спасской церкви каждую субботу совершал молебны перед чудотворным образом. А для «старого» образа Скоропослушницы, писанного красками, решил заказать новый киот. И вдруг обнаружил, что на стекле, временно покрывавшем писаный образ Божией Матери, проявилось новое нерукотворное изображение, аналогичное первому. Видимо, оно было явлено для посрамления слухов и утверждения того, что это чудо явное.

Есть и другие святыни в храме, например, Иверская икона Божией Матери, привезенная в Спас-Талицу с Афона в 1913 году, также Порт-Артурская икона Божией Матери (на самурайских мечах), сооруженная усердием верующих Спасской церкви в 1926 году — к 10-летию окончания осады Порт-Артура.

Заключение

Таким образом, заканчивая свое путешествие, на протяжение двух лет,

что у нас получилось, мы сделали с большой любовью к своему делу и огромным уважением к батюшке и его прихожанам.

Для меня было большой честью работать с прекрасными людьми и настоящими духовными бойцами своего дела. Со всеми судьба свела меня впервые в этой строительной работе во Славу Божью.

В заключение хотелось бы сказать, что дети не могут сами еще сделать правильный выбор и ждут его от нас. Они хотят, чтобы кто-то поддержал их лучшие качества, помог противостоять развращающей среде и утвердиться в добре. Они верят, что мы не отдадим их на растерзание этому жестокому миру. Они ждут, что хоть кто-то начнет бороться за них. В этом они видят нашу любовь. Результатом работы, как мне кажется, можно считать тот интерес, с которым дети готовятся к совместным праздникам и мероприятиям, с каким нетерпением они ждут воскресного дня, чтобы провести его вместе, понять и открыть их глазам красоту Божьего мира.

Хотелось бы выразить слова огромного признания батюшке Николаю и всему приходу Спасской церкви за молитвенную поддержку и гостеприимство, всем благодетелям за организационную и финансовую помощь и, конечно же, за их ангельское терпение и приобретение бесценного жизненного опыта.

Только вместе мы можем возродить святыни и зажечь тысячи сердец огоньком своей любви. Только вместе — мы настоящая сила, которую не сломать и не победить.

Дай Господи сил, здоровья, любви, всех плодов Святого Духа, многая и благая лета батюшке Николаю и, чтобы люди приходили в храм к Богу, а Храм и дальше стоял.

Список литературы.

1.​ «Библия», Российское библейское общество, Москва, 2009г.

2.​ Интернет. www.eparhia-ufa.ru

3.​ Болохов Павел Юрьевич. Внутрицерковное образование: «Понимание Божьего видения».

4.​ «Редакция газеты» Алатырские вести» Протоиерей Андрей САВЕНКОВ, настоятель храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи г. Алатыря.

5.​ «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии.Сентябрь-Октябрь», Тверь, 2003 год, стр. 101-108.

6.​ «Богом хранимое село», Олег Четвериков, Интернет.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.