Житие святителя Николая

РЕФЕРАТ слушателя 2-го курса Библейско -Богословских курсов Вятской епархии Чулкиной Т.И.

“ По истине как многоценная жемчужина в ожерелье, так и “Житие Святителя Николая Чудотворца” среди житий других славных Угодников Божиих.” (Святитель Димитрий Ростовский)

Святителю и Угоднику Божию Николаю архиепископу Мирликийскому, которого почитает и прославляет весь христианский мир за его добродетельную жизнь и бесчисленные чудеса, совершаемые и до сих пор, по Промыслу Божию угодно было явиться на земле в одно из труднейших времён для христианства- во второй половине третьего века по Рождеству Христову, когда решался вопрос — Христова ли вера победит язычество или язычество навсегда подавит христианство. Христианство превосходило своей внутренней силой язычество, но на стороне язычества была внешняя сила, которая всеми доступными средствами стремилась подавить ненавистное христианство. Христиане считались преступниками закона, а ревностные язычники, римские императоры, считали христианство погибелью для Римской Империи, а христиан самыми опасными врагами и устраивали на них жесточайшие гонения.

Но все усилия духа злобы, поколебать Церковь Христову оказались тщетны. В то время как лилась мученическая кровь пастырей церкви, Господу угодно было на их место даровать Церкви нового ревностного защитника и поборника веры Христовой, Святителя Николая, которого Церковь достойно именует “Чудотворцем предивным, незаходимою звездою пресветлого Солнца, Божественным проповедником, сосудом избранным, столпом и утверждением Церкви, предстателем и утверждением всех скорбящих.” (служба Святителю Николаю, 19 декабря и 22 мая)

Родители святого Николая Чудотворца — Феофан и Нонна жили в городе Патары, в древней Ликии, входившей в состав Малой Азии. Они были благородного рода и весьма зажиточные, и как благочестивые христиане отличались добродетельной жизнью, милосердием к бедным и усердием к Богу. Им было послано испытание, они ,старея в честном браке, не имели детей, это их сильно огорчало, но они не переставали молиться Богу о даровании им сына и обещали посвятить его на служению Господу.
Усердная молитва праведников была услышана и Нонна родила сына, при крещении ему дали христианское имя Николай, что значит победитель народа. Уже этим именем, данному при крещении великому Угоднику Божию, указывалось на то, что ему в своей жизни много придется победить людской злобы.

Уже в первые дни своего младенчества святой Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Согласно преданию во время крещения он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжении трёх часов, тем самым предзнаменовал, по словам Святителя Димитрия Ростовского, свою будущую веру в Святую Троицу. При кормлении он принимал молоко только из правой груди, а по средам и пятницам воздерживался и от этой пищи, принимая её только однажды после совершения обычного древним христианам правила.

Будучи благочестивыми христианами, родители святого Николая, обратили особое внимание на его воспитание и постарались внушить ему истины христианства и направит его на праведную жизнь.

Благодаря богатым природным дарованиям отрок святой Николай в скором времени постиг книжную мудрость. Успевая в книжном обучении, отрок Николай преуспевал и в благочестивой жизни. Его не занимали пустые беседы сверстников, он избегал суетных и греховных развлечений, отличался примерным целомудрием и не только избегал всяких нечистых помыслов по отношению к женщинам, но избегал и самого общества женщин. Почти всё время юный Николай проводил в чтении Священного Писания, посте и молитве, с юности приготовляя из себя храм Божий, в котором беспрепятственно мог бы обитать Дух Святой. К храму Божию святой Николай питал сильную любовь, и проводил там иногда целые дни и ночи в чтении божественных книг и молитве.

Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жители Патары, епископом в котором был его дядя по имени тоже Николай. Он заметил, что племянник его выделяется из всех добродетелями и строгой подвижнической жизнью, и предвидев в нём великого Угодника Божия, уговорил родителей Николая отдать его на служение Господу. Родители охотно согласились, так как ещё до рождения сына дали такой обет.

Дядя епископ посвятил юного Николая в пресвитеры. После принятия священства Николай стал вести ещё более строгую подвижническую жизнь. По своему смирению он всячески старался скрыть свои духовные подвиги, но Богу было угодно, чтобы добродетельная жизнь святого Николая направляла и других людей на путь истины и служила им на душевную пользу и спасение.
Однажды дядя святого Николая епископ Патарский отправился в Палестину поклонится святыням и на время своего отсутствия управление Патрской церковью поручил своему племяннику.

Он видел в племяннике достойного заместителя своей высокой должности. Пресвитер Николай оправдал надежды своего дяди. Святитель Николай всей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей по управлению Патарской церковью. К этому времени родители Святителя Николая скончались и оставили ему богатое наследство, и он получил возможность проявить широкую благотворительность. На свое богатство он смотрел как на временное и видел единственно правильное употребление земного богатства в раздаче его нищим и нуждающимся.

В городе Патары жил богатый человек, у которого было три дочери красавицы. Вследствие несчастных обстоятельств он лишился всего и впал в нищету, и, чтобы как-то прокормить себя и дочерей, решил пожертвовать их честью. Святой Николай, получив от Господа откровение, решил избавить этого человека от нищеты и спасти его семью и его от духовной гибели. Святой Николай тайно подбросил этому человеку три узелка с золотом, и этот человек смог выдать своих дочерей замуж. Он проследил кто это оказывает ему помощь и возблагодарил Господа и Святителя Николая.

После возвращения дяди из Палестины, Николай сам отправился туда, чтобы поклониться святым местам, освящённым стопами Господа нашего Иисуса Христа. Когда корабль приближался к Египту, то Угодник Божий прозорливо возвестил, что скоро наступит сильная буря. И действительно, небо внезапно покрылось тучами, подул очень сильный ветер и корабль стало швырять как щепку. Мореплаватели пришли в ужас и обратились за помощью к Святому Николаю, и он успокоил их и посоветовал им возложить надежду на милосердие Божие, а сам, став на колени, обратился с горячей молитвой ко Господу. Молитва праведника немедленно была услышана. Морское волнение прекратилось и наступила тишина. Моряки в радости за свое спасение благодарили Господа и Его святого Угодника.

В это же самое время один из моряков спускаясь с мачты оступился и, упав на судно, ушибся до смерти. Смерть товарища огорчила моряков, но прежде чем они обратились к святому Николаю с просьбой о помощи, он сам обратился с молитвой к Господу и Он услышал её и юноша воскрес. Мореплаватели прониклись ещё большим уважением к их чудному спутнику.
Корабль, охраняемый молитвами святого Угодника, продолжил плавание и достиг города Александрии, где моряки пополнили запасы продовольствия, а в это время Святитель Николай исцелял неизлечимых больных, изгонял нечистых духов, утешал людей в душевных скорбях.

Отплыв от берегов Александрии, судно благополучно достигло Святой Земли. Первым делом Святитель Николай отправился в Иерусалим. Мало отрады было христианину в этом священном городе, который был заселён в то время язычниками и после Вознесения Христова дважды разрушен. От прежнего Иерусалима сохранилась только небольшая церковь с небольшим количеством домов на Сионской горе. Церковь была образована из того дома, где Господь установил нам Таинство Причащения и где апостолы получили Святаго Духа в день Пятидесятницы. Сохранилось придание, что ночью когда святой Николай захотел помолиться Господу в этой церкви, которая была закрыта, то церковные двери по воле Божией сами растворились перед Угодником Божиим и он исполнил благочестивое желание своей души.

Воспламенённый любовью ко Господу святой Николай сначала хотел навсегда остаться в Палестине, удалиться от людей и втайне подвизаться перед Небесным Отцом. Но по изволению Божию святой Николай решил возвратиться на свою родину. Он договорился с корабельщиками, что они доставят его в Ликию, но злые корабельщики, воспользовавшись попутным ветром, направились в совершенно другую сторону от Ликии. Заметив злой умысел, Угодник Божий пал к ногам корабельщиков и умолял их повернуть в строну родной ему Ликии, но они были непреклонны. Корабельщики даже не подозревали какому Божественному гневу они подвергались за свой злой умысел с Угодником Божиим. Тогда святой Николай обратился ко Господу с горячей молитвой о помиловании злоумышленников, которая была вскоре услышана. Внезапно подул сильный ветер, повернувший корабль и понёсший его к берегам Ликии. Прибыв в Ликию против своей воли, корабельщики опасались наказания за свой злой умысел, но обиженный ими путник, по своему незлобию, не сделал им даже ни одного упрёка, а наоборот благословил и отпустил их с миром домой.

Желая удалиться от мирской суеты, святой Николай отправился в Сионскую обитель, основанную его дядей епископом. Он был принят братией с большой радостью “как Ангел Божий, посланный поучать их своими беседами и руководить своими добродетелями к благочестивой жизни.” Но Господь Бог не пожелал, чтобы такое сокровище скрылось в монашеской келии. Однажды, когда святой Николай стоял на молитве, он услышал голос, который сказал ему:”Николай! Ты должен выступить на служение народу, если желаешь получить венец от Меня.” Ужас охватил Николая, но он не понимал, что именно повелевает совершить ему чудный голос, тогда Господь сказал ему, что он должен оставит обитель и уйти в мир к людям, чтобы прославить имя Божие.

Святой Николай, всегда послушный воле Божией, немедленно оставил обитель и, руководимый Промыслом Божиим ,отправился в большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской страны. Здесь он жил как нищий, не зная где преклонить свою голову, но неуклонно посещая все церковные службы. И насколько Угодник Божий смирял себя, настолько Господь, унижающий гордых и возвышающий смиренных, возвысил его.

Во время прибывания святого Николая в Мирах скончался архиепископ всей Ликийской страны и епископы Ликии собрались в Мирах, чтобы избрать себе архипастыря. Они долго не могли прийти к единому мнению и стали усиленно молиться, уповая на Промысел Божий. Одному старцу архиерею было дано Божественное откровение, что первый кто войдёт завтра утром в храм, тот и есть избранник Божий и имя ему Николай. Старец архиерей стал в притворе храма с ночи, наступила пора утрени и святой Николай, по обыкновению ставши на молитву с полуночи, прежде всех пришёл в храм. Там его встретил старец архиерей и спросил как его имя, святой Николай , изумлённый таким вопросом старейшего из епископов, сначала молчал, но потом, уступая неотступным просьбам, скромно и тихо отвечал:”Называюсь я Николай, раб святыни твоея, владыко!”

По имени и глубокому смирению архиерей убедился, что прибывший и есть избранник Божий, взял его за руку и привёл на собор прочих епископов, которые с радостью приняли его. Святой Николай, узнав о высоком сане, в который хотят его возвести, долго сначала отказывался от него , но потом уступая неотступным просьбам епископов и народа согласился. Собор епископов рукоположил его в архиепископа Мирликийской церкви. Вступая в управление Мирликийской архиепископией, святой Николай сказал сам себе:”Теперь,Николай, твой сан и твое место требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, но для других.”

Поэтому для блага паствы и для прославления имени Божия, он не стал больше скрывать свои добрые дела, согласно заповеди Спасителя:” так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного.” (Мф. 5:16) Он был кроток и незлобив сердцем, смирен духом, чужд всякой надменности и своекорыстия и, несмотря на свой высокий сан, в жизни своей святой Николай по -прежнему соблюдал строгую умеренность и простоту. Он всегда носил простую одежду и вкушал постную пищу один раз в сутки вечером. Целый день Архипастырь прибывал в пастырских трудах и делах милосердия. Двери его дома всегда были открыты для всех и каждого он принимал с любовью и радушием. В этих трудах ему помогали два священника — Павел Родийский и Феодор Асколонит. Вместе с ними и другими сотрудниками неутомимо и успешно действовал Святитель Николай и паства его процветала.

Император Диоклетиан во второй половине своего правления, поддавшись наветам своего соправителя закоренелого язычника Галерия, воздвиг ужасные гонения на христиан. В трудное для Церкви Христовой время гонения архипастырь Ликийской церкви с неустрашимостью поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие. За это он подвергся преследованию и вместе со многими другими христианами был заключен в темницу. В темничном заключении Святитель не переставал заботиться о заключённых вместе с ним христианах. Благодаря его руководству, многие из заключённых прибыли твёрдыми в вере до конца. Сам Святитель Христов был сохранён во время гонения для дальнейшего прославления имени Божия.

После освобождения из темницы святой Николай снова занял Мирликийскую кафедру и ещё с большей ревностью отдался выполнению своих высоких обязанностей, но кроме пастырских обязанностей после страшных гонений ему, как и другим пастырям, приходилось восстанавливать старые и строить новые храмы, восстанавливать нарушенный гонениями порядок богослужений и многое другое. В 312 — 313 годах при правлении Ликиния снова возникли гонения и добрый пастырь Николай опять готов был положить душу свою за гонимую паству, но гонения были не продолжительны, Ликиния сменил Константин, который стал поддерживать христиан.

Святитель Николай, пользуясь благочестивым позволением императора, разрушил все языческие капища в своей стране, в том числе и храм Афродиты, разметав по ветру даже его основание. Разрушение капищ вразумило язычников и привело их в лоно Христианской церкви.

Враг рода человеческого, лишившись господства над суеверной языческой массой, посеял плевелы ересей в церкви Христовой, которые скоро возрасли и привели к несогласию и раздорам в ней. Особенно сильно в начале четвёртого века церковь пострадала от ереси Ария, который отвергал Божество Сына Божия и не признавал Его единосущным Богу Отцу.

Император Константин, потрясённый ересью Ария и желая водворить мир в стране, созвал первый вселенский собор в Никее в 325 году, на который собрались 318 епископов и среди них был и Святитель Николай. Прочие епископы защищали православие с помощью своего просвещения , а Святитель Николай защищал веру самой верой тем, что все Христиане, начиная от апостолов, постоянно веровали в Божество Иисуса Христа. В одно из соборных заседаний Святитель Николай, нестерпев богохульства Ария, при всех ударил его по щеке. Отцы собора сочли это излишней ревностью, лишили его святительского сана и заключили в башню. Но вскоре, убеждённые в правоте поступка Угодника Божия видением, в котором пред очами некоторых из них Господь наш Иисус Христос подал ему Евангилие, а Пречистая Богородица возложила на него омофор, они освободили Святителя Николая и возвратили ему прежний сан.

По возвращении с собора Святитель Николай продолжил свою благотворительную пастырскую деятельность по устройству Христовой церкви. Он заботливо относился к духовным нуждам своей паствы , не пренебрегая удовлетворением и телесных их нужд. Однажды в Ликийской стране возник сильный голод, в Мирах оскудели съестные припасы и многие из горожан терпели крайнюю нужду. И тут Святитель снова явил свою чудесную помощь следующим образом. Один торговец в Италии нагрузил свой корабль хлебом и перед отплытием увидел во сне Святителя Николая, который приказал ему везти хлеб для продажи в Ликию и дал три золотые монеты. Когда купец проснулся, то увидел в руке золотые монеты и поспешил исполнить волю святого, отплыл в Миры, распродал хлеб и рассказал о своем чудном видении. Граждане Мир узнали в муже явившемуся купцу своего архипастыря Николая и вознесли горячую благодарность Господу и Его святому Угоднику.

Святитель Николай ещё при жизни пользовался высоким уважением и влиянием за свою святость и прославился как умиротворитель враждующих и властный защитник невинноосужденных. По преданию во времена Константина Великого в стране Фригии вспыхнул мятеж и для его усмирения были посланы войска, которые из-за непогоды смогли добраться только до Ликии. Вскоре у воинов кончились съестные припасы и они стали отбирать их силою у местных жителей, что вскоре привело к стычке между жителями и воинами. Услышав об этом Святитель Николай поспешил туда, весть о прибытии Угодника собрала всех жителей и воинов во главе с их воеводами. Святитель, узнав что воины держат путь во Фригию, уговорил воевод установить в войске тишину и повиновение и не обижать жителей, а воевод он пригласил в город и дружески угостил их. В это время к нему пришли посланные из Мир и сообщили, что градоначальник Евстафий, подкупленный завистниками, осудил трёх ни в чём неповинных людей на смерть. Святитель Николай поспешил в Миры и прибыл как раз во время, чтобы помешать казнить людей. Никто из присутствующих не посмел остановить Угодника Божия, потому что все были уверены, что он делает это по воле Божией. Освобождённые плакали от радости и прославляли Бога и Угодника Божия за его заступничество, а воеводы удивлялись ревности и власти Святителя Николая, не подозревая , что им он окажет такую же защиту.

Благословлённые Святителем воеводы , быстро усмирили мятеж во Фригии, и вернулись, успешно выполнив поручение царя. Царь был доволен и осыпал их милостями. В сердцах врагов воевод возникла сильная зависть и они оклеветали их перед царём, который разгневался и заточил воевод в темницу. Но враги воевод боялись, что при расследовании раскроется ложь, стали упрашивать корыстолюбивого градоначальника Константинополя, чтобы он уговорил царя немедленно казнить воевод. Когда воеводы узнали, что их хотят казнить и неизвестно за что, то они призвали в свидетели родных, знакомых и Самого Бога. Один из воевод вспомнил о Святителе Николае и воеводы в твёрдой надежде обратились к Господу с горячей молитвой о заступничестве через Святителя Николая. Молитва их была принята Человеколюбцем и он избавил их от смерти через Своего Угодника святого Николая. В ту же ночь Угодник Божий явился во сне царю, рассказал как всё было и велел освободить неповинно осужденных, а если царь не послушает и не отпустит воевод, то он воздвигнет такой же мятеж как во Фригии по всей стране и царь погибнет. Царь спросил его:” Кто же ты такой , что грозишь мне войной и гибелью?” И услышал ответ :” Я Николай, архиерей Мирския митрополии.” На утро царь призвал воевод, распросил их обо всём, раскаялся, что осудил на смерть неповинных и верных слуг, а воеводы видели в это время, что рядом с царём сидит Святитель Николай, но он был видим только воеводам и они громко попросили помощи у Святого Николая. Император спросил кто такой этот Николай, выслушав воевод, отпустил их и велел идти и поблагодарить Угодника Божия и сказать ему, что он исполнил его повеление, при этом царь послал архиепископу Николаю Евангилие и другие дары для его церкви.
Святитель всю свою жизнь оказывал помощь даже людям, совершенно его не знавшим и никогда не видевшем, но обращавшимся к нему с просьбой о помощи и верой в действительность этой помощи. Вот один из многочисленных случаев. Один корабль, плывший из Египта в Ликию, попал в сильную бурю, ветер изорвал паруса, изломал снасти, волны почти затопили судно. И в эту решительную минуту корабельщикам пришла спасительная мысль обратиться с мольбой о помощи к Святителю Николаю, которого они никогда не видели, но слышали о том, что он является скорым помощником всех находящихся в бедах. После молитвы корабельщиков, обращённой к нему, он немедленно появился на корабле со словами : ” Вы звали меня, я пришёл к вам на помощь, теперь не бойтесь.” По воле Угодника Божия ветер стих, на море наступила тишина, так сильна была вера Святителя Николая. После наступившей тишины на море образ святого Николая исчез. Корабельщики благополучно добрались до Мир, и движимые глубокой благодарностью к Святителю, они сочли своим долго лично поблагодарить его. Корабельщики встретили его, когда он шёл в церковь, и, припав к ногам своего спасителя, принесли самую искреннюю благодарность. Дивный Угодник Божий, спасший их от телесной гибели, по своему милосердию захотел избавить их и от духовной смерти. Своим прозорливым духом он увидел, что они заражены скверною любодеяния, поэтому отеческим увещеванием позаботился отклонить их от этого греха и спасти их от вечной погибели и с благословением отпустил их домой.
Бесчисленными чудотворениями, всё более приобретая известность, Святитель Николай, помогая живущим и на дальнем расстоянии верующим и неверующим, всегда отзывался неизменной помощью, всем искавшим его и, при этом у спасаемых от различных телесных бед, всегда возбуждал раскаяние во грехах и желание исправлять свою жизнь.

До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника Святителя Николая, но наступило время, когда после непродолжительной болезни он мирно скончался и при многочисленном собрании епископов Ликийской страны, клириков, иночествующих и народа тело его было погребено 6-го декабря в соборной Мирской церкви. При жизни Святитель Николай был благодетелем рода человеческого, не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Его мощи начали источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения. Мажущимся миром с верою в Святителя Божия, оно давало исцеление от всех болезней, не только телесных, но и духовных, отгоняя нечистых духов, которых так часто побеждал Святитель ещё при своей жизни. И до ныне не ослабевает чудодейственная помощь Святителя Николая всем с верою призывающим его.

Литература:
”Жития святых, изложенные по руководству Четьих — Миней святого Димитрия Ростовского.” Книга 4.
” Николай Чудотворец”, полная история жизни, чудес и святости.( под редакцией профессора А.Н. Волкова.)

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.