Женщина в православной церкви -Братство Святителя Николая

Женщина в православной церкви

5 Ноябрь 2017
Новости богословских курсов, Статьи и выступления

Доклад слушателя Библейско- Богословских курсов г.Вятки, Мамедовой Любови Васильевны, 3 курс.

Быть истинно любящей Женой и мудрой матерью, обладающей такими богатствами, как сострадание, нежность, чуткость и благородство – самое сложное и ответственнейшее искусство на земле, к которому Самим Творцом от начала своего создания призвана женщина. Однако сегодня современное общество диктует совсем иные идеалы и стремления, культивирует и насаждает такие образы, как женщина- блудница, фотомодель, карьеристка, бизнесмен и политик, а образ женщины- жены и матери – это что-то такое, что лишает женщину свободы и развития своих талантов, то, что ограничивает её жизнь и делает её скучной и однообразной. Такая смена ориентиров объясняется сильным заболеванием и оскудением человеческой духовности. Образ женщины изменился до неузнаваемости совсем не из-за того, что «время стало другое», но вследствие переживаемого человечеством духовного кризиса.

К истокам

Во все времена воспитанию девочки уделялось очень большое внимание. Богобоязненность, скромность, целомудрие, сострадание, аккуратность, умение вести домашнее хозяйство – вот какие качества старались привить мудрые матери своим дочерям, начиная с их рождения. К девочкам всегда было более строгое отношение, чем к мальчикам, в которых сызмальства поощрялись смелость и инициативность. От девочки же требовалась осмотрительность и благоразумие, считавшееся очень важным женским качеством, которое проявлялось и в общении с молодыми людьми. Женихам разрешалось только ухаживать, чинно, деликатно, без грубых прикосновений.

Безрассудство, легкомыслие, беспечность, взбалмошность однозначно воспринимались в качестве недостатков, и девушке, обладающей ими, было очень тяжело выйти замуж, так как будущих жен для своих сыновей родители подбирали весьма тщательно, задолго присматриваясь к возможной невесте, прежде чем идти свататься. Потеря же девственности, безусловно, была наивысшим позором для девушки, после чего она считалась неспособной создать семью.

Такое строгое отношение к девочкам, к их воспитанию показывало, насколько важной, основополагающей жизненной ценностью являлась семья для человека во все времена, насколько люди стремились сохранить её крепкой и здоровой. Сердцем такой полноценной семьи всегда считалась духовно- нравственная, сильная женщина, воспитывающая самые лучшие качества не только в своём муже и детях, но и во всем обществе. Ведь,фактически, семья – это живая лаборатория человеческих судеб, личных и народных, причем каждого народа в отдельности и всех народов сообща.

И если мы подумаем, что «следующее поколение» все время вновь нарождается и воспитывается и все его будущие подвиги и преступления, его духовная сила и его возможное духовное крушение уже теперь слагается и созревает вокруг нас и при нашем содействии или бездействии, то мы сможем себе отдать отчет в том, как много значит слово «жена» и слово «мама», какая ни с чем не сравнимая ответственность, данная Самим Господом лежит на женщине.

О прекрасных Божиих дарах и способностях, которыми наделена именно женщина с той целью, чтобы она смогла понести свой крест, выстоять перед трудностями, выпадающими на её долю, быть полезной для многих людей, встречающихся на её пути, совершать тяжелые повседневные подвиги, очень точно и глубоко сказал один из известных русских старцев нашего времени – архимандрит Кирилл (Павлов):

«На долю женщины выпадает поприще небольшое по пространству,но весьма великое по влиянию. И способности женщины в семейном кругу гораздо более значительнее способностей мужчины. Каждодневно в семье женщина обнаруживает всю доблесть своей души, здесь проявляются такие высокие её дарования, качества, какие присущи только ей одной. Мужчина этих качеств не имеет. И эти качества даны Творцом только женщине, а именно: практический взгляд на вещи, способность проникать в сердца людей неизвестными путями для мужчины, её ежеминутное пребывание везде, если не телом, то душой, её проницательность, острота её ума, постоянные пружины управления всем домом, её способность сочувствовать всякому горю, её способность откликаться на цепкий зов, её нежность, её мягкость, сочувствие, аккуратность в работе, даже аккуратность во всякой мелочи, её проворство в рукоделии, способность утешать утомлённых душой, проникать в сердца, открывать, пробуждать уснувшую совесть- все эти способности присущи только женскому полу. И если такова природа женщины, то, естественно она говорит, что её призвание — в любви.

Любовь составляет сущность и основу её бытия. Любить и жертвовать собою во имя любви – это потребность её души, это закон её существования. Закон, к которому никто её не принуждает. Все народы всех времен согласны с этим назначением. Какое чувство берется за образец чистой любви , любви нежной и живой ,у всех народов? Любовь женщины, любовь матери, которая не иссякает во всю жизнь, которая после всех страданий, после дневного труда, после ночного бодрствования считает достойным для себя вознаграждением ласку или улыбку своего ребенка. Поэтому любовь женщины, матери воспета всеми поэтами, всеми писателями и всем миром. И даже сам Господь взял любовь женщины к своему ребенку за образец любви к избранному Им израильскому народу. «Если,- говорит,- забудет жена свое отроча, то я не забуду тебя».

Но что же предлагает женщине современный мир? К какому идеалу стремится сегодня женщина, в чем выражается её красота, какова система её ценностей и какими качествами она должна обладать?

На распутье

Сегодня женщины ориентированы на саморазрушение, на истребление своего тонкого и богатого внутреннего мира. Очень глубоко распространилась такая нравственная порча, как духовная бездомность, так сказать, отсутствие «чувства дома» у женщины, что фактически сильно подорвало институт семьи. Все стремления, все интересы и смысл жизни женщины выведены сегодня далеко за рамки семейной жизни, она все рвется вон из дома. А дома не убрано, дети голодные и хватают что попало из холодильника, растут, как трава. Муж ходит в мятой одежде и тоже полуголодный, она же все «созидает», «общается», «имеет друзей».

Более того, созданию теплого очага и воспитанию детей резко противопоставляется карьерный рост, престижная работа, хорошая зарплата. Именно эти критерии определяют успешность женщины сегодня и, по мнению большинства , дают ей свободу.

А если задуматься, какое определение можно дать такого рода свободе? Никакого другого, как нежелание быть женой и матерью, рассматривая «сидение дома», как тяжелейшее непривлекательное бремя, которое не дает женщине раскрыться, развить свои таланты и почувствовать себя наравне с мужчинами. Другими словами, двигателем таких идей является ничто иное, как феминизм. Сегодня это явление и есть самый разрушительный грех против семьи.

Архимандрит Рафаил (Карелин) в книге «В поисках истины» описывает свои диалоги со старой дворянкой. Умудренная жизненным опытом женщина, сказала: « Я никогда не была феминисткой, как некоторые женщины моего круга. Феминизм внушал мне чувство отвращения. В древности скифские племена сооружали около дороги изваяния — высеченные из каменных глыб человеческие фигуры: они состояли из туловища и головы, но рук и лица у них не было. Нельзя было разобрать мужчина это или женщина; их называли «каменные бабы». Феминизм представлялся мне производством каменных баб. Женщины хотели сравняться с мужчинами и превращались в какие-то грубые, бесформенные существа. Теряя женскую красоту, они не получали мужской силы; теряя тонкость и изящество души, они не приобретали широты мужского рассудка. Феминистки, которые демонстративно подчеркивали равенство с мужчинами тем, что ездили на велосипедах по улице с папироской в зубах, казались мне предательницами женского достоинства, какими-то живыми карикатурами»(2,стр.64-65). Это довольно жесткий и вместе с тем очень точный образ эмансипированных женщин, болезненный для многих её представительниц и, тем не менее такой узнаваемый в наши дни.

Сегодня можно часто услышать, как жёны жалуются на своих мужей, обвиняя их в безынициативности , бесхарактерности и нежелании что-то делать по хозяйству. Но это, опять же, одно из проявлений феминизма: такая пассивность мужчин связана именно с тем, что многие из них вырастали в тех семьях, где верховодили женщины. И после того, как произошел взлом семейной природы, семейного очага, когда произошел распад семейного уклада жизни, когда все перемешалось, сегодня у нас получаются такие эфемерные бесформенные мужчины, которые сами ничего не делают. Но женщина должна понимать, что она призвана Богом к миру семейному. И поэтому, если мужчина ничего не делает, то надо не заставлять его, а надо молиться за него, молиться на коленях, с горячими слезами.

Один из подвижников ХХ века игумен Никон (Воробьев) пишет своей духовной дочери, как ей относиться к пьющему мужу. Это замечательное руководство для многих женщин.Ведь как часто жена уверена в том, что она правильно поступает со своим мужем. Но это совсем не так. Прочитав это письмо, мы увидим, какая там благодать и какое христианское отношение. Именно молитва и большая искренняя любовь жены , её терпение и мудрость могут привести мужа к обращению и вразумлению.

Такой образ жены- христианки, с большой любовью относящейся к своему супругу, очень глубоко отражен в рассказе преподобномученика архимандрита Кронида(Любимова; 1859- 1937 г.г.)

«Я ГОТОВА ТЕРПЕТЬ ВСЁ : СКОРБИ,ПЕЧАЛИ,НУЖДУ…»

Однажды на станции Бородино при возвращении из родительского дома в Лавру,- рассказывает отец архимандрит Кронид,- за час до отхода поезда я вышел на платформу и сел на скамью. Не прошло и 5 минут, как дверь вокзала отворилась ,и робкой поступью вышла на платформу молодая женщина лет 30. Лицо её и все движения были весьма скромны и смиренны.С робостью она присела около меня. Проходит еще несколько минут. Дверь вокзала с шумом распахивается и на платформе появляется какая-то разряженная по последней моде горожанка.

Проходя мимо бедной и смиренной женщины , она воскликнула: «Анна,это ты?».Та ответила: «Да, Дарья Семеновна, это я!»- « Что же ты, неужели до этого времени живешь со своим гнилым , пархатым мужем?- продолжала горожанка. Смиренная женщина скромно ответила ей: «Ах, Дарья Семеновна, ведь муж мне дан Богом и церковью. Если я покину его, кому же он будет нужен? И дети мои останутся беспризорными .Нет , мужа своего я не сменяю до его смерти ни на какие сокровища.Пусть совершится надо мной Воля Божия, но я готова терпеть все: скорби,печали и нужду.» — «Дура ты! Видишь,как я живу? Все на мне не купленное, а подаренное моими друзьями”. Покачала головой раба Божия Анна и сказала ей: «Пусть будет все это при тебе, но я не желаю никаких сокровищ получать незаконно и незаслуженно». Гордо кивнула головой на прощание городская женщина и с иронией промолвила: «Ну и живи со своим тухлым мужем, если не хочешь лучшей жизни». При этом она круто повернулась и оставила собеседницу.

По уходе щеголихи в моей душе возникли чувства глубокого расположения и особенного уважения к сидевшей вблизи от меня скромной женщине. Вот истинная жена-мироносица, достойная всякого уважения, христианской любви и почитания. Вскоре прибыл поезд. Мы уселись в вагон и поехали в Москву. Образ этой бедной женщины до сих пор неизгладимо хранится в моей памяти, как образ истинной жены-ХРИСТИАНКИ.

Размышления о женской красоте

Говоря об образе женщины невозможно не затронуть и тему женской красоты. Сегодня женская красота неразрывно ассоциируется со всевозможными косметическими средствами. И если выразить современный , прочно сложившийся взгляд на тему применения косметики и ее важности в жизни девочки, девушки и зрелой женщины, то он звучит примерно так: «Женщина без косметики, что пища без соли!».

Стало быть, образ красивой женщины без косметики, применение которой вменяется ей в обязанность и является залогом успеха, в современном мире просто немыслим.

Косметика стала сегодня для женщины как бы второй одеждой, без которой появиться в обществе просто неприлично. Более того, отказ от косметических средств расценивается сегодня как элементарное неуважение к себе самой. В связи с этим сколько раз приходилось сталкиваться с мнением и девушек-подростков и женщин о том, что мужчиной быть гораздо легче, поскольку ему не нужно краситься и тратить на это большие денежные средства и время.

Если суммировать «рецепты красоты», собранные в нынешние женские журналы и умы, то все они будут сводиться примерно к следующему:

​ Для того, чтобы быть красивыми, девушкам необходимо пользоваться различной косметикой, сидеть на диетах, подбирать соответствующие предметы гардероба, всячески соответствовать и многое вовремя успевать, чтобы не прослыть «синим чулком» и неудачницей.

​ Губная помада, тушь для ресниц, лак для ногтей, тональный крем – это лишь основные орудия косметики, которыми приходится виртуозно владеть и пользоваться женщинам каждый день для того,чтобы очаровать и впоследствии удержать своего любимого мужчину.

​ Приходится следить за постоянно меняющейся модой, обновляя свой гардероб, носить обувь на высоких каблуках, на которых мужчина и двух шагов пройти не сможет, проводить эпиляции, носить короткие юбки, тонкие капроновые чулки, превозмогая холод в зимнее время, чтобы подчеркнуть красоту ног.

Конечно ко всему этому можно добавить и то, что современная женщина должна иметь хорошее образование и обладать интеллектом, но при этом вы нигде не найдете хотя бы слово о том, насколько важно для женщины быть красивой душой и сердцем. «Все для тела и ничего для души»,- вот нынешний лозунг красоты, вот в чем её смысл.

Теперь обратимся к христианскому видению красоты женщины. Здесь хотелось бы привести отрывок из «Слова к современной женщине» архимандрита Тита (Бородина): «Послушай, какие дивные, высокого смысла слова говорит святой апостол Петр всем женщинам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые узоры или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа ,что драгоценно перед Богом» (Пет.3;3-4). Слышишь , что говорит апостол? Велит заботиться о преисполнении сердца любовью, сострадательностью, чистотою и другими качествами, свойственными женскому полу, словом, нужно наблюдать за своим сердцем, чтобы никакие нечистые пожелания не коснулись его. С таким любящим и чистым сердцем женщина и в простом одеянии превзойдет всех богато и роскошно одетых подруг своих, одетых красиво внешне, но бедных душевными качествами».

Наиболее полно и глубоко о том, что есть женская красота, размышляет архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст, почитаемый Православной Церковью как один из трех Вселенских святителей и учителей:

​ Благоразумие, умеренность, кротость, доброта и невинное сердце, благородство души – таковы признаки истинной красоты… Сколько (таких мужей), которые жили с красивыми женами, но бедственно окончили свою жизнь. Напротив, сколько таких, которые имели жен не очень благообразных, но в полном благополучии дожили до старости.

​ Если ты хочешь угодить мужу, то должна украшать и наряжать душу, а не тело. Не столько золотые украшения делают тебя любезной и приятной для мужа, сколько умеренность, внимание к нему и готовность даже умереть за него…

​ Знай и будь уверена, что хотя бы ты была красивейшей из всех жен, не можешь нравиться тому, чью душу огорчаешь. Для этого потребно веселое и спокойное состояние духа. Но когда все золото расходуется на украшение жены и вместе с тем появляются в доме недостатки, тогда нет никакой приятности для супруга. Поэтому, если хотите быть любимыми своими мужьями, доставляйте им удовольствие, а это сделаете тогда, когда перестанете украшаться и убираться более надлежащего. Все эти украшения и уборы имеют некоторую приятность в первые дни брака, но впоследствии время уменьшает им цену. Ибо если на небо , столь прекрасное, и на солнце столь светозарное, по привычке мы не всегда смотрим с равным удивлением, то будем ли удивляться телу, украшенному искусством? Говорю это для того, чтобы вы возлюбили красоту неувядающую, которой украшаться заповедует апостол Павел, то есть не золотом или жемчугом или одеждами многоценными, но добрыми делами (1 Тим. ,2, 9).

Ты хочешь нравиться посторонним людям и приобретать от них похвалу? Нет, целомудренная жена не может иметь такого желания. Да и никто степенный и скромный не похвалит её за то, разве одни невоздержанные и сластолюбивые, да и эти не скажут о ней доброго, а еще осудят её за то ,что сама дает повод устремлять на неё нечистые взоры. Но жену воздержанную и те , и другие, и все похвалят, так как, смотря на неё, не только не чувствуют никакого вреда, но еще заимствуют от неё урок добродетели. Велика ей похвала и от людей, велика награда и от Бога.

Сравнивая приведенные выше понятия о красоте, которые ценятся сегодня, и те, о которых говорит христианство, невольно задумаешься о резко бросающемся в глаза контрасте между ними. Конечно, никто не говорит о том, чтобы внешний вид женщины был неаккуратный и неопрятный, но современность пропагандирует сегодня не столько эти упомянутые качества, сколько культ внешности, искажение образа Божьего, заложенного в женщине, а значит и « поправление» ошибок, которые « совершил» Господь, создавая женский пол.

В наши дни культ украшения тела сделал образ женщины вульгарным, нескромным. Одежда, изначально предназначавшаяся для того, чтобы скрыть тело, теперь существует для совершенно противоположной цели – как можно больше тело оголить. И если скромность и целомудренное поведение девушки являлись раньше её достоинством и украшением, то сегодня это недостаток, который мешает ей в жизни и «отпугивает» женихов. Но ведь успех женщины не в том, чтобы иметь много мужчин, а в том, чтобы обрести одного верного и любящего супруга.

От сердца

В заключение хотелось бы вам, дорогие жены, матери, дочери, сестры, сказать: не стремитесь к плоской, временной, бесстыжей, а значит, и не украшающей, а наоборот, уродующей женщину красоте, но созидайте красоту неувядаемую, истинную, наполненную глубочайшим смыслом и данную каждой из вас самим Творцом для того, чтобы вы смогли исполнить ваше высочайшее, установленное им предназначение – стать любящей супругой, и благочестивой матерью –христианкой своим милым детям. Помните о том, как сильно может женщина повлиять на все, что существует вокруг неё, ведь мир управляется из детской…

Приложение

Устав семейной жизни в свете Писания

Муж

Жена

1. Основные положения :

1.Основные положения:

А) Муж-мужчина(Быт.1, 27-28).

А)Жена-женщина(Быт.1,27-28).

Б) Муж есть образ и слава Божия (1 Кор.11,7).

Б)Жена есть слава мужа(1Кор.11,7).

В) Муж создан для славы Божией.(Быт.1,28).

В)Жена создана для мужа ( 1 Кор.11,8-9

Г) Всякому мужу глава Христос(1 Кор.11,3).

Г)Жене глава муж (1Кор.11,3)

2. Муж обязан:

2.Жена обязана:

А) Оставить своего отца и мать и прилепиться к своей жене и стать с ней одной плотью(Быт.2,24)

А)Любить мужа и детей(Тит.2,4).

Б) Любить свою жену как самого себя, как своё тело(Еф.5,29).

Б)Повиноваться своему мужу, как Господу(Еф.5,22-3).

В) Питать и греть жену(Еф.5,29).

В)Бояться (уважать) своего мужа (Еф.5,33).

Г) Благоразумно обращаться с женой(1Петр.3,7).

Г)Быть и учиться в безмолвии и со Всякой покорностью(1Петр.3,7).

Д) Оказывать жене честь(Петр.3,7).

Д)Заботиться о красоте своего духа кротости и смирении(1Петр.3,3).-

Е) Оказывать жене должное (интимное) благорасположение(1 Кор.7,3).

Е)Оказывать мужудолжное (интимное)

благорасположение(1Кор.7,3)

Ж) Передать жене полную власть над своим телом(1Кор.7,4).

Ж)Быть целомудренной,чистой, бого боязненной,стыдливой —

З) Быть всегда трезвым, целомудренным, благоразумным, сдержанным, (1 Петр.3,2-4)

держать себя с достоинством, быть гостеприимным, не сребролюбивым,

должен быть хорошим главою собственного семейства, держать своих детей в повиновении и в должном уважении к себе(1Тим.3,3-4)

З)Быть благочестивой и

добродетельной (Пр.31).-

И) Быть верным жене до смерти (Мф.19,6).

И)Быть во всем верной мужу до

смерти (1 Кор.6,39).

К) Быть попечительным о семье (1Тим.5,8).

К)Заботиться об устроении дома

(Пр.14,1)

3) Мужу запрещается:

3) Жене запрещается:

А)Желать жены ближнего своего(Втор.5,21).

А) Домогаться власти над мужем(1Тим.2,12).

Б)Смотреть на другую женщину с

вожделением(Мф.5.28)

Б)Учить мужа(1 Тим.2,11-12)

В)Разводиться с женою(Мф. 19,6).

В)Разводиться с мужем(1Кор.7-10).

Г)Прелюбодействовать(1 Кор.6,9-10)

Г)Прелюбодействовать(1Кор.6,9-10).

Д)Уклоняться от интимных отношений со своейженой(1Кор.7,5).

Д)Уклоняться от интимных отношений со своим мужем (1Кор.7,5).

Е)Быть суровым к жене (Кол.3,19).

Е)Быть сварливой(Пр.21,9).

 

Ж) Быть глупой(Пр.14,1).

По статье иерея Александра Шестопалова, настоятеля храма Св.мч. Иоанна Воина в Свято- Духовой пустыни г.Алатыря и матушки Анастасии Шестопаловой в православном журнале « Бог и человек» , вестнике Чувашской мтрополии №2 (02) 2013г.

 

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Братство Святителя Николая © 2018 ·   Войти   ·Отправляя любую форму на сайте вы соглашаетесь с ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ Наверх