Записки паломницы, поездка Ярославль-Толга-Тутаев, заключительная часть

Тутаев. Город с двойным именем. Паромная переправа. У кого больше всех прибавилось ума после помазания у иконы Божией Матери «Прибавление ума».

Тутаев – небольшой провинциальный городок на Волге, численность населения около 40 тысяч человек. Он почему-то вызвал у меня образ этакого мужичка-плотника в косоворотке, с плотницким ящиком, коренастого и приземистого, рукастого, заботливого, хорошего семьянина. Конечно же, православного христианина.

Городок старинный, был основан во второй половине XIII века. В давние времена это было два отдельных города – Романов (в честь основателя – князя Романа Владимировича) и Борисоглебск (в честь первых Святых земли русской – князей Бориса и Глеба). В начале XIX города были объединены в один. Оба названия захотели сохранить, поэтому городок называться двойным именем – Романов-Борисоглебск, прямо по-княжески.

 

В советские времена город был переименован в Тутаев в честь красноармейца по фамилии Тутаев, погибшего во время белогвардейского мятежа. В 2016 году комитет Государственной Думы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока проголосовал за возвращение Тутаеву его исторического названия Романов-Борисоглебск. Но по разным причинам городок до сих пор не переименован.

Сначала мы посетили могилку старца архимандрита Павла Груздева и на батюшки отслужили панихиду.

Первый храм, который мы посетили в Тутаеве – Покрова Пресвятой Богородицы сохранился с XVIII века.

Очень строгий снаружи и очень одухотворенный внутри. Про такие храмы говорят «намоленные». Старинные иконы, фрески, утварь. В таких храмах я всегда ощущаю особенный дух благочестия, «здесь русский дух, здесь Русью пахнет». И всегда очень хочется хотя бы одним глазком заглянуть в прошлое. Увидеть, какие батюшки здесь служили, какие люди молились, почувствовать именно то, старинное молитвенное состояние. Что очень важно — храм не закрывался ни на один день, молитвы в нем звучали постоянно, в него были перенесены и сохранены иконы из других храмов города.

Особо почитаемый образ Покровского храма – икона Божией Матери «Прибавление ума», она помогает в выборе верного пути в жизни и достижении успехов в учении. Настоятель храма – отец Георгий помазал нас около этой иконы и благословил. В этом храме мне особенно запомнились еще две святыни – икона Пантелеймона Целителя, сохранившая свои первозданные яркие краски, и икона Святителя Николая, выполненная в виде деревянной резной статуи. И, конечно, старинный алтарь с ликами Иисуса Христа и Матери Божьей.

После Покровского храма мы поехали на правый берег, на Борисоглебскую сторону. Паромная переправа, фотосессия на фоне Волги и Волжских берегов. Почему-то вспомнился мне фильм «Когда деревья были большим», там главная героиня была паромщицей и вручную перегоняла паром с одного берега на другой, в то время это было довольно медленно. Сейчас, конечно, все автоматизировано. Переправились быстро.

Обед прошел очень весело. Шутили, гадая как проверить, у кого же больше прибавилось ума. Сейчас не вспомню, кто запустил шуточную задачку «Если муха летает по автобусу, то она летит или едет? Как рассчитать ее скорость?». Строили много разных догадок, смешных и серьезных, никак не могли прийти к одному ответу. Один из братьев предложил посчитать скорость мухи с помощью интеграла. Дружно решили, что именно у него прибавилось ума больше всех.

Тутаев. Под Христом.

Собор Воскресения Христова. Вторая половина XVII века. Высокие белые стены. Лазоревые купола. Крутая лестница, ведущая в верхний летний храм. Старинные кованые двери. Красивейшая галерея, расписанная сюжетами первой книги Пророка Моисея, библейскими сюжетами, композициями на тексты псалмов, молитв, сюжетами на церковные темы. Можно ходить по ней целыми днями, рассматривая, изучая и восхищаясь. Собор милостью Божией не закрывался и не был разграблен. Все святыни в нем сохранились и даже стоят на тех же самых местах, что и раньше.

Зашла в храм и замерла. На меня смотрел Спас Всемилостивый. Монументальная старинная икона XV века, размером почти 4х4 метра. Изначально икона являлась «небом» деревянного храма Бориса и Глеба. В середине XVIII была перевезена в Ростов Великий, а в конце этого же века возвращена обратно. Ежегодно с иконой совершается два крестных хода – один по левобережной Романовской, второй – по правобережной Борисоглебской стороне города. Для крестного хода сделаны специальные носилки, которые вместе с иконой поднимают и несут десятка два мужчин.

Под иконой Спаса Всемилостивого сделан специальный лаз, по которому по древней традиции нужно проползать на коленях. Конечно же, все мы проползли там. Моя бы воля, я бы там постояла подольше. На меня нахлынуло небывалое чувство смирения и раскаяния. Я ощутила себя «под Христом». В самом прямом смысле. Вот он – Спаситель, над моей головой, а я на коленях – смиренная и кающаяся. И я почувствовала, что именно этого и ждет от меня Спаситель – смирения, раскаяния и полного упования на Его святую волю. Раньше я это понимала умом, знала, что «так надо», а здесь «под Христом» это чувство пришло в сердце, в душу. Только ради этого одного этого осознания стоило ехать в поездку. «Господи, нету у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою!».

Но продолжу. В Воскресенском соборе еще много святынь – икона Божией Матери Одигитрия XIX века, резной образ Святителя Николая Можайского XVII века, икона с деяниями Святых Апостолов Петра и Павла в 16 клеймах XVII века, иконостас из 8 рядов и т.д. Стены украшены фресками с Евангельскими повествованиями, сценами, происходившими на Вселенских Соборах, литургическим сюжетам. На одной из стен, прямо над входной дверью – сцены Страшного суда, чтобы всякий выходящий увидел, что ждет неблагочестивых грешников и убоялся. Воскресенский собор очень красив и разнообразен. Он, как воплощение силы таланта русского народа и силы любви к Господу нашему.

Тутаев. Закат на Волге, «полунаяда», арт-галерея, «Косой» переулок, вечерние посиделки и планы на будущее.

После ужина мы спустились к Волге. Крутые берега, водная гладь. На противоположном берегу – купола храмов. Один из них – близко-близко к воде. Неужели не затопляет? Нет, не должно, потому что стоит он на высоком пригорке. Нам рассказывали, что на берегу выстроено 7 храмов. Мы насчитали только 6. Наверное, Покровский храм, в который мы заезжали, не было видно с нашего места.

Закат на Волге, наверное, прекрасен всегда. Но мне показалось, что именно для нас Господь послал такой красивый, Божественно красивый закат. В очередной раз пожалела, что фотографии на смартфон не могут передать всей красоты, всех оттенков, которые сменялись на небе.

Берег песчаный, вода холодная (брр), даже руки омывать не хочется. А наша отважная Даша сняла обувь, подобрала юбку и по колено ходила в воде чуть ли не полчаса. Говорит, что 7 лет занималась плаванием, вода в бассейне бывала еще холоднее и поэтому ей все нипочем и, что если бы был с собой купальник, то обязательно бы искупалась. Вот тогда бы и назвала я тебя, Даша, наядой – нимфой рек и ручьев. А пока побудешь в моем рассказе «полунаядой».

А вообще, там, на берегу Волги, я чувствовала себя невероятно спокойной, щедро одаренной милостью Божией, сердце переполняло чувство любви, благодарности и тихой радости. Сидела на берегу красивейшей русской православной реки, никуда не торопилась, слушала разные житейские истории, смеялась вместе со всеми и ни чем не думала. Все мысли, мирские проблемы улетучились. Тишина, благодать, наслажденье… Это ли не счастье? Спасибо, Господи, за милости твои!

Обратно возвращались по берегу. Шли, рассматривали дома. У одного дома увидели целую арт-галерею. Из пластиковых бутылок, камней и деревяшек сделаны лебеди, павлин, сова, тележка и еще какое-то интересное животное, которое мы не угадали – то ли свинья, то ли собака, то ли бегемот. Минут 5 стояли около этого забора, любовались, переговаривались. Татьяна достала видеокамеру, хотела поснимать, но кто-то заметил, что из окна смотрят хозяева, и она не стала этого делать, решила их не беспокоить.

P.S. Кое-что снять удалось, смотрите видео ниже)))

Идем дальше. Ух, ты! Надпись на воротах «Косой переулок». Гарри Поттер что ли приходил со своей волшебной палочкой? Забавно на улочке тихого провинциального русского городка увидеть частичку фантазийной Англии. Посмеялись. После чтения вечерних правил, собрались за чайным столом. Очень оживленно обсуждали только что закончившийся Великорецкий крестный ход. Отец Петр тревожился о том, что несколько человек из группы Спасского собора были недовольны тем, что отстав от группы, долго не могли найти стоянку нашего собора, и никто не побеспокоился о том, чтобы их найти. Обсуждали, как можно это исправить и кто будет заботиться о том, чтобы каждый член группы был на месте перед ночевкой. Обсуждали, какое место лучше выбрать для стоянки в селе Монастырском, потому что место, на котором останавливались в этом году очень неудобное.

Почти каждый рассказал свой особый случай, связанный с Великорецким крестным ходом. Как натирали ноги, как падали, как вымокали до нитки еще до прихода в Макарье, как видели старушку, которая шла в крестном ходу только маленькой сумочкой, в которой был, кажется, только молитвослов и акафист. И все говорили о той благодати Божией, о той радости, которую посылает Господь на крестоходцев. И радость эта и чувство близости к Господу сохраняется, несмотря ни на какие трудности.

Еще и еще раз поразилась я той всеобъемлющей любви, теплоте и заботе, с которыми отец Петр говорит о прихожанах собора и том, как ему хотелось бы хотя бы чуточку облегчить, помочь пройти крестный ход, поддержать, накормить, удобно устроить.

Как в православную паломническую группу попал неверующий человек и почему он начал петь «Аллилуия»?

Наш водитель А., как мне кажется, человек неверующий. Эта поездка с ним была уже третьей на моем счету. И ни в одной из поездок, по моим наблюдениям, он не проявлял даже малейшего интереса ни к молитвам, ни к святыням. В храмы с нами не ходил, занимался своими делами. И в этот раз все шло как обычно. Правда, в этот раз впервые в поездку ехали сразу два батюшки, а не один.

В вечер, который мы провели в Тутаеве, отец Петр читал вечерние правила, а мы все вместе молились в комнате братьев. А. в это время уже лег спать, но во время молитвы поглядывал на нас из-под одеяла. Одна из сестричек потом рассказывала, что во время коленопреклоненной молитвы, А. «как будто приподняло, глаза раскрыл широко». Батюшка сказал на это: «Благодать дошла».

На обратном пути по очереди читали акафист Иисусу Сладчайшему, вместе пели «Иисусе Сыне Божий, помилуй нас» и «Аллилуия». Вскоре после этого была техническая остановка. А. заправлял машину, а мы зашли в павильон автозаправки. Стою, рассматриваю что-то на полке, мимо проходит А., и я слышу, как он поет «Аллилуия, аллилуия, аллилуия». Бессознательно, конечно, поет. Но ведь поет именно это, а не что-то еще. Кто-то может сказать: «Ну, конечно, он же это только что слышал, что же еще ему петь?». А мне верится, что это благодать Божия снизошла даже на такого неверующего человека, как А.! Благодаря нашим совместным молитвам, благодаря присутствию батюшек, Господь был, как мне кажется, ближе к нам, чем обычно в паломнических поездках. Вот и коснулся он своею благодатью А., потому и пел неверующий человек «Аллилуия». Слава Богу за все! Господи, помоги ему обрести веру в Тебя!

Послесловие

Ну вот, и закончила я свой рассказ о паломнической поездке. Что хочется сказать напоследок? Эта поездка была для меня особенной, самой насыщенной по чувствам и эмоциям. Именно после этой поездки я прочувствовала душой и ощутила сердцем, что паломничество – это путь к Богу. Ощущение, что Матерь Божия находится близко-близко во время молитвы около Толгской иконы, радость от чувства смирения, покаяния и принятия воли Божией на коленях «под Христом» в Воскресенском соборе в Тутаеве, осознание, что «Господь сам все управит» после исповеди дорогого стоят. Это бесценный дар Господа. «Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя».

Слава тебе, Боже наш, слава Тебе!

А сейчас все это можно посмотреть в фильме

Часть 3. Тутаев. Левый берег.

Часть 4. Тутаев, правый берег.

ВЕСЬ фильм можно посмотреть по ссылке https://svnikolae.ru/palomnichestvo-v-yaroslavl/

Телефон паломнической службы: 470-262.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.