Путь к покаянию. Записки паломницы о поездке Дивеево — Арзамас, 07-09 сентября.

Последние три-четыре месяца меня не покидало желание съездить в Дивеево, но планирование поездки несколько раз откладывалось… Но, видимо, поездка эта была угодна Господу, Он сам все управил. Эта поездка была организована Братством Святителя Николая при Спасском соборе г. Кирова. Даты подошли, стоимость устроила, местечки для нас с подругой нашлись. Кроме того, в паломнические поездки, организованные Братством, я ездила уже несколько раз, впечатления после каждой из них оставались самые светлые — все всегда тщательно продумано и организовано, настрой группы одухотворенный и доброжелательный. Попытаюсь передать свои впечатления от этой поездки.

 

Молебен под открытым небом.

Началась поездка необычно. Отец Петр — настоятель Спасского собора и руководитель Братства отслужил молебен на улице, во дворе Спасского собора. Ощущение новизны, сгущающиеся сумерки, проникновенные слова молитв, окропление святой водой, благословение батюшки, предвкушение новых благостных впечатлений сразу создали благостный настрой. Путешествие началось!

В начале пути по традиции слушали акафист Святителю и Чудотворцу Николаю — покровителю путешествующих, молились о благополучном путешествии.

Как батюшка Серафим помог найти путь к источнику.

Ночь прошла спокойно, без приключений. Нижегородская область встретила нас утренним чудом — розовой рассветной полоской на чистом, без единого облачка небе. Жаль, что не удалось сфотографировать это чудо.

В начале наш путь лежал к источнику Преподобного Серафима Саровского, который находится в деревне Цыгановка. Мы не смогли его сразу найти, немного заплутались, несколько раз поворачивали не в ту сторону. Мне как будто кто-то шепнул на ушко: “Попроси помощи у батюшки Серафима, почитай акафист”. После прочтения 2 икоса нам повстречался водитель, который указал верную дорогу, и мы быстро доехали до места.

Представьте себе: раннее утро (было около 5:30), только-только начало подниматься солнышко, уединенное место, тишина, покой и явственное ощущение чудесного прикосновения к святости. К слову, паломников в это время практически не было, только пара групп по 10-12 человек и мы.

Вода в источнике прозрачная-прозрачная, чистая, как слеза — видно каждый камушек на дне и, можно сказать, ледяная. Считается, что эта водичка целебная, исцеляющая от многих болезней. Причем, случаи таких исцелений записываются и публикуются. В интернете их можно найти и почитать. Благословляется окунаться в святую воду трижды, с верой, молитвой и благоговением и в рубашках. Подруга подсказала, что рубашку после этого нужно высушить, не стирая, и, в случае болезни, надевать на себя с молитвой. Батюшка Серафим обязательно поможет выздороветь. Святую воду, привезенную с источника, также благословляется пить с благоговением и молитвой, по чуть-чуть.

Ощущения после купания сложно передать словами. Это восторг,  чистота, наслаждение, благодарность. Люди выходят после купания в источнике со счастливыми глазами и улыбками на лицах. Ни одного хмурого или злого лица, ни одного ворчливого или осуждающего слова. Мне кажется, так и выглядят и чувствуют себя люди, которые абсолютно, по-настоящему счастливы.

Новый храм.

Не буду описывать, как мы приехали в Дивеево, оставили вещи в гостинице. Все, как обычно. Единственное, что хотелось бы отметить — рядом с гостиницей строится храм в честь семьи Святых Царственных Страстотерпцев. Храм небольшой и изящный. Мне показалось, он очень подходит под образ Царской семьи, как я себе ее представляю. Такой же скромный, благочестивый, добропорядочный.

“Радость моя, зачем ты сюда приехала?”

Эта поездка в Дивеево стала для меня второй. Впечатления первой поездки, совершенной год назад, уже практически стерлись из памяти. Зато в этот раз я приехала уже, как в родное место, где я все знаю и где меня все знают. В голове крутились мысли: “Здравствуй, батюшка, Серафим. Снова я к тебе в гости”.

После того, как мы оставили вещи в гостинице, кто-то пошел в Троицкий храм, в котором совершался ежедневный молебен с чтением акафиста батюшке Серафиму, а кто-то в Казанский храм, где совершалась Божественная Литургия.

Суббота, народу в Троицком храме много.Кто-то глубоко ушел в молитву, кто-то перемещается по храму и ставит свечи, кто-то стоит в очереди к иконе Богоматери “Умиление”. Я долго не могла погрузиться в молитвенное состояние, меня не покидало ощущение какой-то отстраненности от происходящего. Как будто я наблюдала со стороны за всем, что происходило в храме. А еще было чувство, что батюшка Серафим, в свою очередь, наблюдает за всем происходящим, в том числе, за мной и моим состоянием и как бы спрашивает меня: “Радость моя, зачем ты сюда приехала, разве по сторонам смотреть?”. В конце концов, я погрузилась в молитву и не заметила, как молебен закончился.

Испытание на терпеливость. Тебе молюся Заступница, утешительница, милующая.

После окончания молебна мы с подругой встали в очередь, чтобы приложиться к иконе Божией Матери “Умиление”. Этот образ — один из самых моих любимых образов Божией Матери. Он величественный и, вместе с тем, очень кроткий и смиренный. Знаю, что этот образ был келейным образом прп. Серафима Саровского и, что Богоматерь изображена в момент произнесения Ею слов Архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему».

Елеем от лампады, горевшей перед этой иконой, батюшка Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Об этой иконе батюшка Серафим неоднократно говорил дивеевским сестрам “Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной”.  Перед этой иконой батюшка и скончался в молитве.

К слову, у нас произошло небольшое испытание на терпеливость. Буквально перед нашим носом закрыли доступ к иконе для того, чтобы вымыть пол после службы. Довольно долго несколько паломниц прибирались там, потом выбивали коврики и расстилали их, потом устанавливали ограждение.

Очень глубокое чувство благоговения, умиротворения и радости возникло в моей душе, когда я подошла к иконе. Тебе молилась я, Заступница, утешительница, милующая, благословенная Матерь Божия и верю, что не оставишь Ты меня своею милостию.

Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!

Святая Дивеевская обитель. Грач-лакомка.

Святая Дивеевская обитель. Прекрасные храмы, величественная колокольня, общий дух благодати. Обо всем это говорилось и писалось уже не раз, не хочется повторять того, что уже было сказано другими. Скажу только, что сюда нужно обязательно приехать, чтобы своими глазами увидеть и полюбоваться этой Божественной красотой.

На территории обители великое множество цветов: розы, бегонии, гортензии, георгины —  яркие, сочные, крупные. Огороды, теплицы, кустарники и деревья ухоженные, без единой сорной травинки. Паломницы, которые занимаются садоводством и огородничеством удивлялись и обсуждали, как монастырским сестрам удается выращивать и сохранять такую красоту.

Один из братьев — паломников потом тоже поделился своими впечатлениями о садах Дивеевской обители. Он отметил, что на территории монастыря очень много птиц, они слетаются сюда со всей округи, лакомятся яблоками. Он же сфотографировал грача-лакомку, который так увлеченно клевал яблоко.

Почему закрыта Святая Канавка?

Одна из святынь, ради которой паломники приезжают в Дивеево — Канавка Царицы Небесной. Она была создана в последние годы жизни прп. Серафима Саровского. Батюшка говорил про нее: “Это стопочки Божией Матери. Царица Небесная Сама Своим пояском измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя Свой Удел и благословляя всех”. Именно поэтому в Дивеево обязательно нужно пробыть сутки, обязательно переночевать, чтобы сподобиться этого благословения Божией Матери, Которая ночью проходит по Канавке.

Представьте наше разочарование, когда мы узнали, что Канавка закрыта!

К счастью оказалось, что там всего лишь красят перила, и Канавку все-таки открывают для посещений каждый день, когда идут по ней крестным ходом монахини.

Множество людей ожидали начала крестного хода. Вместе со всеми прошли по Канавке. Шли тихонечко, медленно. Кто читал  “Богородичное правило”, кто —  молитву “Богородице, Дево, радуйся”. И даже хорошо, что было так много народу. Говорят, что соборная молитва обладает великой мощью и силой.

Батюшка Серафим заповедал читать “Богородицу” на Канавке 150 раз: “Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев. Эта канавка до небес высока. Землю эту взяла в Удел Сама Госпожа Пречистая Богородица”.

Я отстала от группы, немного задержавшись на Святой Канавке. Но чувства одиночества и потерянности не было. Были чувства причастности к святому делу, спокойствия, благодарности и защищенности, как будто я была у себя дома, одновременно и рядом с мамой и рядом с бабушкой.

Земелька и сухарики.

Рядом с окончанием хода по Святой Канавке стоит небольшая часовенка, в которой можно взять немного сухариков, освященных в чугунке батюшки Серафима.

Рядом с часовенкой находится место, где можно набрать земельки со Святой Канавки.

И земелька и сухарики считаются целебными. Земельку благословляется прикладывать к больному месту или размешивать в воде и пить эту водичку во время болезни. Говорят, что эта земелька исцеляет даже последние стадии рака, когда больных уже списывали со счетов и переставали лечить.

Конечно, и земельку и сухарики нужно использовать с благоговением, верой и молитвой.

О пречудный отче, Серафиме!

В Троицком соборе хранится рака с мощами прп. Серафима Саровского и, конечно же, очень хотелось к ним приложиться. Но утром, когда мы вышли после молебна из храма, к мощам была длинная очередь, и мы решили сделать это попозже.

После того, как я прошла по Канавке, очередь была совсем небольшой.  Батюшка Серафим позаботился обо мне.

Я хорошо запомнила наставления батюшки Серафима, которые когда-то прочитала: “Как с живым со мной говорите, и всегда я для вас жив буду!». Кроме того, в памяти отложились слова о том, что в очереди к святым мощам нужно молиться, а не просто стоять, передвигаясь с места на место. Постаралась, как могла следовать этим наставлениям — читала Иисусову молитву и мысленно обращалась к батюшке Серафиму со своей просьбой.

По мере приближения к раке с мощами, чувство благоговения и веры в то, что батюшка Серафим услышит меня, усиливались. Глаза увлажнялись, душа переполнялась трепетом.

Рядом с мощами прп. Серафима размещены его личные вещи: мотыга, вериги, лапти и пр. По моим ощущениям благодать, исходящая от этих вещей была не меньше, чем от мощей. Ведь эти вещи надевал когда-то сам батюшка Серафим. Они пропитаны его теплом и его духом. Как раз накануне поездки я слушала запись беседы протоиерея Андрея Ткачева о том, как следует одеваться православным. В этой же беседе говорилось о том, что через вещи может передаваться дух человека, его состояние. Мне кажется, это так и есть. Каждая вещь, каждая частичка мощей несут в себе святость, благодать и великую силу духа святого, которому они принадлежат.

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, моли Бога о нас!

Благодать Святого Духа.

Вечернее богослужение также состоялось в Троицком храме. Снова полный храм народу. Мы с подругой стоим в задних рядах. Слышно очень хорошо, потому что служба ведется через микрофоны. Запомнился голос одного из батюшек — глубокий, сильный, проникновенный, слова молитвы мгновенно доходят до самой глубины сердца.

Это была особенная служба. Мне показалось, что милостию Божией на всех молящихся сошла Благодать Святого Духа. Меня охватило ни с чем не сравнимое чувство соприкосновения с Господом, ощущение, что Господь близко-близко, что Он касается меня своим дыханием и благословляет. Я не знаю, как еще назвать эти ощущения. Я чувствую, что это именно Благодать Святого Духа.

Батюшка Серафим вновь проявил к нам с подругой свою заботу. Во время помазания мы оказались совсем рядышком с одним из батюшек, совершающих таинство. К тому же, в нашей очереди, за порядком следил один из братьев, очередь двигалась быстро и организованно, и мы очень быстро подошли на помазание.

Слава Богу за все!

Некуда спешить.

Как хорошо, когда некуда спешить. После вечерней службы у нас оставалось достаточно времени для того, чтобы не торопясь дойти до гостиницы, где нас ждал ужин.

Прогулка по вечернему Дивеево тоже дорогого стоит. Неспешно шли, тихонько переговаривались, делились впечатлениями дня. Дни в паломнических поездках особенные —  длинные, наполненные, благостные и очень счастливые.

Божественная Литургия в Преображенском соборе.

На второй день пребывания в Дивеевской обители, мы молились на Литургии, которая проходила в Преображенском соборе. Несмотря на то, что храм большой, мне он показался по-домашнему уютным. Стены в нем расписанные в пастельных приглушенных тонах, вызывают очень теплые ощущения. Вообще все время пребывания в Дивеевской обители меня не покидало чувство, что я у себя дома. Так тепло принял меня в этот раз батюшка Серафим.

Еще чудеса Дивеевской обители.

В то время, пока я была на Святой Канавке, наша группа побывала на фото-экскурсии. Это удобно. За небольшой промежуток времени получаешь много интересной и полезной информации.

В этот приезд не попала я и в Казанский храм, где покоятся мощи матушки-первоначальницы Александры, схимонахини Марфы, монахини Елены, блаженных дивеевских стариц Пелагии, Параскевы и Марии, преподобноисповедницы Матроны.

 Еще рядом с территорией Дивеевской обители находятся 3 святых источника — Казанский, Пантелеимоновский и в честь иконы Божией Матери «Умиление». До них я тоже не дошла. Не хотелось суеты и торопливости.

Не буду перечислять все Дивеевские чудеса. Мне кажется, что они неисчерпаемы.

Соборная площадь в Арзамасе.

Городок Арзамас, в который мы заехали на обратном пути, казалось бы, невелик и невзрачен. По крайней мере, именно такие впечатления он производил, когда я несколько раз проезжала мимо него на поездах южного направления.

Однако, на Соборной площади городок перестает казаться невзрачным. В нем начинает ощущается мощь и сила православия.

Куда нам еще пойти со своими проблемами?

Первое место , которое мы  посетили — Свято-Николаевский женский монастырь. И сразу попали на соборное чтение акафиста перед иконой Божией Матери “Избавление от бед страждущих” в храме, освященном в честь этой иконы. С благоговением читали и пели акафист, преклоняли колени, молились нашей Матушке-Заступнице. Потом приложились к иконе, получили помазанием маслицем от нее.

С большой любовью матушка — экскурсовод рассказывала нам об иконе. Оказывается, икона эта была передана в храм совершенно безликой, темной. Долгое время стояла она в запаснике, пока наконец не был обнаружено, что она сама начала очищаться. Потихоньку, помаленьку на иконе проявился лик Богородицы с Богомладенцем на руках. С каждым годом изображение становится все более ярким и четким. Нам рассказали, что обновляются и мироточат даже бумажные копии иконы. Сестры монастыря ведут скрупулезную летопись исцелений и чудес, которые происходят по молитвам к этой иконе. И количество этих чудес огромно.

“Куда нам еще пойти со своими проблемами, скорбями, неурядицами житейскими, со своими просьбами и плачем о помиловании, как не в Храм, к Богу?” — говорил св. прп. Иоанн Кронштадтский. А мне хочется добавить к этой фразе слова “и к Богородице”.

Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!

Два необычных образа Николая Чудотворца.

В храмах монастыря находятся несколько необычных образов Святителя и Чудотворца Николая. Я запомнила два.

Первый, на котором Святитель Николай изображен в то время, когда он был еще Архиепископом Мир Ликийских в храме, освященном в честь иконы “Избавление от бед страждущих”. Эта икона самоочищается. К ней никогда не прикасались реставраторы, но, тем не менее, краски на иконе меняют свои цвета.

Второй — деревянная резная икона в одеянии из ткани с мечом в руке — Никола Можайский в Никольском храме монастыря. Необычный, очень сильный по духу образ.

Святителю отче Николае, спаси нас!

О чем скорбит Пресвятая Богородица?!

В храме освященном в честь иконы “Избавление от бед страждущих” есть еще несколько чудесных самоочищающихся икон.

Одна из них — красивая старинная икона Василия Великого, который изображен со Святой Чашей в руках.

Еще одна — часть иконы Божией Матери “Достойно есть”. Икона “Достойно есть” была разрублена на несколько частей, лики Богоматери и Богомладенца стесаны и практически уничтожены. Долгое время икона также хранилась в запаснике храма, пока каким-то чудом ее не взяли в один из крестных ходов. После крестного хода на иконе стали проявляться лики Богоматери и Богомладенца. На лике Богоматери виден один глаз голубого цвета, который был написан иконописцем. А несколько выше сами собой явились еще два глаза темного цвета. Взгляд их очень скорбный, страдающий. Пресвятая Богородица со скорбью взирает на нас — ничтожных, грешных, суетных, забывших покаяние и смирение и молиться о спасении душ наших. Матушка, которая проводила экскурсию справедливо сказала, что следы уничтожения на иконе принадлежат не только тем, кто приложил к этому руку физически, но и всем нам — недостойным и грешным.

Я не могла отвести глаз от этого взгляда. Мне хотелось стоять, смотреть в эти святые глаза, молиться и каяться, каяться,каяться до тех пор, пока Богородица не простит мне мои бесчисленные грехи.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Покаяние. Слезы в 4 ручья.

Воскресенский кафедральный собор  поражает своей монументальностью и старинным духом благочестия. Собор был построен на народные деньги в благодарение Господу Богу за победу в войне 1812 г. Я читала, что этот собор не был разрушен и разграблен, потому что использовался как музей атеизма во времена гонений на Русскую Православную церковь.

Одна из главных святынь собора и всех храмов Арзамаса — Животворящий Крест Господень. Сохранилось множество свидетельств о чудесах, происходивших и происходящих по молитвам перед Крестом Животворящим, множество людей получали и получают исцеления.

Я немного прошлась по храму, встала на колени перед иконостасом… И никакая сила не смогла бы сдвинуть меня в этот момент с места! Я ощутила глубочайшее раскаяние, собственную ничтожность и непреодолимое желание умолять Господа о прощении. Очнулась, когда слезы буквально начали стекать со щек. Благодатные слезы раскаяния, настоящие “слезы в 4 ручья”.

Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя!

“Дума”, “красивый”, “родная земля”.

Вот такой городок Арзамас. Я не знаю, какой святой считается покровителем этого города, но мне почему-то кажется, что это Николай Чудотворец — сильный, твердый духом, добрый и милосердный.

А еще я узнала, что у слова “Арзамас” есть несколько переводов — “дума, мысль”, “красивый” и “родная земля, место”. Какой вам больше по душе? Мне нравятся все! Отныне для меня Арзамас — красивое место на родной земле, куда я переношусь в мыслях, о котором я думаю и куда мне хочется вернуться.

Слава Богу за все!

 

Автор: Лариса Болычева

Фотограф Андрей Синицын.

Все фото смотрите в альбоме группы Братства святителя Николая

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.