[доклад] О любви к ближнему -Братство Святителя Николая

[доклад] О любви к ближнему

2 Май 2013
Статьи и выступления

Реферат слушателя III курса ББК Алексея Обжерина.

«О любви к ближнему».

  1. Вступление
  2. Примеры из нашей жизни
  3. Священное Писание о Любви
  4. Советы Святых отцов
  5. Что делать?
  6. Примеры из жизни святых отцов
  7. Заключение
  8. Список литературы

ОБЯЗАННОСТЬ без любви делает человека РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫМ.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ без любви делает человека ЖЕСТОКИМ.
ПРАВДА без любви делает человека КРИТИКАНОМ
ВОСПИТАНИЕ без любви делает человека ДВУЛИКИМ
УМ без любви делает человека ХИТРЫМ.
ПРИВЕТЛИВОСТЬ без любви делает человека ЛИЦЕМЕРНЫМ.
ЧЕСТЬ без любви делает человека ВЫСОКОМЕРНЫМ.
БОГАТСТВО без любви делает человека ЖАДНЫМ.
ВЕРА без любви делает человека ФАНАТИКОМ.

Вступление.

Все мы являемся православными христианами. Мы молимся по утрам и вечерам. По субботам и воскресеньям ходим в храмы. Регулярно исповедуемся и причащаемся Святых Христовых Тайн. Мы знаем, что должны любить друг друга. Но почему иногда мы не оказываем любви ближнему? Причем, даже не осознавая этого! Некоторые православные христиане имеют устойчивое неприязненное отношение к коллегам по работе, некоторые – к соседям по подъезду или даче. Причём зачастую претензии обоснованные. Кто-то ведёт себя вызывающе, кто-то просто грешит, а кто-то откровенно ворует. И часто приходится слышать жалобы на этих «грешников»: мол, они такие-сякие. И ведь с житейской точки зрения всё понятно. Но можем ли мы, являясь православными христианами, иметь к кому-либо неприязнь? Хорошо ли когда учительница ропщет на родителей учеников, кода они неправы. Вправе ли мы возмущаться, когда у нас что-то воруют по мелочи и мы знаем кто это делает. Должны ли мы безоговорочно прощать обиды?
Мы можем разделить ближних на несколько групп: близкие родственники, дальние родственники, коллеги по работе, соседи, прихожане и все остальные люди.

Примеры из жизни.

Конечно, лучше всего обстоят дела с прихожанами – все друг другу улыбаются и помогают. Но если зайдёт кто-нибудь новенький, да ещё без платка! Да ещё с шуршащим пакетом! Ну, а если у него телефон вдруг зазвонит – всё! Приходилось слышать такое замечание: «У нас, Православных, серьги мужчины не носят». Правильное замечание? Конечно правильное. Только оно может оттолкнуть надолго или навсегда пришедшего молодого человека в храм. Конечно, может и нужно сделать человеку замечание. Но, если его уж и делать, то только с любовью. В противном случае, лучше сдержаться, и помолиться в надежде на то, что Господь его вразумит.

Или другая крайность. После посещения действительно намоленных мест – монастырей, некоторые из нас приезжают буквально «наэлектризованными» насчёт паспортов, ИНН, смены политического строя в России и т.д. Кто-то начинает убеждать в этом и нас. Когда после непродолжительного, ни к чему не приведшего, спора спрашиваешь: какое Ваше отношение к бывшему епископу Диомиду, начинают или отрекаться от него или бормотать что-то бессвязное. А ведь увлечение такими идеями может быть не первым шагом к антихристу, а наоборот быть первым шагом к расколу. А где раскол, там как раз и нет любви. Там враг уже властвует. Разделяй и властвуй?

С близкими людьми тоже не всё гладко – то же есть крайности. Или чрезмерная любовь к детям – разрешается всё и этим самым наносится вред, например дети с лишним весом. Или к чужим людям мы относимся по-христиански, а к своим по-свойски – равнодушно.

В начале воцерковления особенно, мы пытаемся воцерковить всех близких. Очень срочно и настойчиво. Надо сказать, что многие из нас и предпринимают усилия в этом направлении, всячески проповедуя среди своих родственников и знакомых, стараясь воцерковить их. Но нечасто, увы, наша проповедь венчается успехом. Бывает даже и наоборот – наши труды отталкивают людей от Церкви; и не столько труды, сколько тот образ христианства, который мы подчас являем. Нередко приходится сталкиваться с такими ситуациями: жил себе обычный человек; обратился к Богу, воцерковился – и стал совершенно непереносим для своих ближних, которые, глядя на него, думают: ну если он сделался таким из-за Православия, то нам от него нужно, пожалуй, держаться подальше… Или же другая крайность: вот «средняя» семья; живут муж с женою уже несколько лет, «притёрлись» друг к другу, выстроили отношения, быт. Вдруг – горе: супруга уверовала… и теперь – конец мирной жизни в семье. Муж брошен, всё внимание супруги обращено только на «духовную жизнь», на духовника, на паломничества; муж не слышит уже от жены нормального слова, а только православную лексику да упрёки: де, ты нехристь, венчаться не хочешь, не постишься, и проч., и проч. Результат такого «воцерковления» — семья на грани распада… Финал заранее известен – полное отторжение Православия и разлад в отношениях. Почему так происходит? Потому что мы это делаем без любви.

Или отношение к родителям. Уверен, многие из нас любят своих родителей. Но есть и такие, которые считают, что мы лучше разбираемся в этой современной жизни, чем они – родители. Мало уделяем внимания настоящего, а не формального. Не спрашиваем совета при принятии важнейших решений. А уж о благословлении родителей и говорить не приходится.
С соседями у нас отношения нормальные – ни шатко, ни валко. Любви похоже нет. С некоторыми отношения довольно прохладные – остался осадок с прошлого. Некоторые ну ни за что не вкручивают лампочки, кто-то не прибирается, у кого-то злая собака, кто-то не здоровается. А кто-то откровенно ворует. Твоё кровное. По мелочи конечно, в милицию не заявишь. Но кровное! Ну как тут не возмутиться?

Коллеги по работе или учёбе (!) – это вообще отдельный разговор. Всегда есть такие выскочки! Да ещё такие наглые! И вот пошли разговоры на кухне – ни одной косточки невымытой не осталось. А уверенность то какая, что мы правильно возмущаемся. Как  же легко мы можем разругаться на учёбе или даже в паломнической поездке.

Дальние родственники, где вы? Иногда, уходя в Православие, мы напрочь отдаляемся и от дальних родственников тоже. Они становятся очень дальними родственниками.

Для просто других людей мы Православные! И этим всё сказано. Мы можем отказаться от угощения в гостях – потому что у нас пост. К приверженцам других конфессий уже и подходить нельзя – грех. Подчёркиваем строгость во всём – особенно судим строго. То нельзя, это нельзя. А ведь Православное христианство – это не религия запретов. А люди, глядя на нас, делают вывод о Православии. При этом среди нас действительно много людей, которые любят Бога по-настоящему. Но можно ли любить Бога и относиться к ближнему при этом как получится?
А что у нас с прощением? У некоторых из нас точно есть непрощённые обиды. Может мы даже и исповедывались по этому поводу, а маленький след всё равно остался и тянется годами у нас в душе. А некоторые согрешения против нас мы не прощаем сознательно, будучи уверенными, что мы правы. Что нам Евангелие и советы Святых отцов. У нас же чувство собственного достоинства и мы должны его защищать!

Вот и получается, что мы проявляем любовь только к тем людям, которые нам нравятся, к которым мы хорошо относимся, которые к нам хорошо относятся. Но правильно ли мы поступаем, не нарушаем ли мы заповеди Божии, не заблуждаемся ли мы?

Давайте посмотрим, что нам благовествует Святое Евангелие о Любви.

Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:  сия есть первая и наибольшая заповедь;  вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;  на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф.22,36:40).

Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв (Мк.12,32:33).

Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лк.6,27:37).

Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф.18,21:35).

Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. (Ин.8,3:11)
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф.7,1:5).

Наставления Святых Отцов и священнослужителей.

«Без веры невозможно угодить Богу; но и вера без дел, то есть без любви к ближнему, мертва. А потому священник и диакон во время Божественной Литургии перед пением Символа Веры внушают прежде всего иметь согласие и любовь. Священник, обращаясь к предстоящим произносит: «Мир всем!» А диакон говорит: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы»…» («Краткое объяснение на БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ в вопросах и ответах» — священник Никифор Востоков, 1864 г.)

«Как ты можешь любить Бога, которого не видишь, если не любишь человека, которого видишь?» (апостол Иоанн).

«Любящий Господа прежде возлюбил своего брата; ибо второе служит доказательством первого.» (Иоанн Лествичник, «Лествица»).

Нельзя любить Бога, относясь плохо хотя бы к одному человеку. Это вполне понятно. Любовь с неприязнью не могут быть в одной душе: или та, или другая (игумен Никон (Воробьёв)).

Ибо если бы мы имели любовь, то с соболезнованием и состраданием смотрели бы на недостатки ближнего, как сказано: любы покрывает множество грехов (1 Пет. 4, 8) (Авва Дорофей, «Душеполезные поучения»).

Представьте себе круг, начертанный на земле, средина которого называет центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами. Теперь вникните, что я буду говорить: предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга — Бог; радиусы же, т. е. прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой. Итак, на сколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, на столько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга; и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково естество любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом (Авва Дорофей, «Душеполезные поучения»).

Осудить можно просто без всякого приговора судимому. Если же при этом в сердце сожаление будет о лице оплошавшем, желание ему исправления и молитва о том; то тут не будет греха осуждения, а совершится дело любви, возможное при такой встрече (Святитель Феофан Затворник, «Страсти и борьба с ними»).

Положим, например, тебя обидели; воля Божия известна: прости, — ну и прости без размышления; а станешь размышлять, что, мол, из этого выйдет, — и растеряешься: пойдут мысли, что все станут считать тебя бесхарактерным, человеком без сознания собственного достоинства; сегодня, дескать, обидел один, завтра другой обидит, а там третий — просто житья не будет; ну и скажешь: нет, нельзя простить; надо постоять за себя, — и начнешь стоять, и пойдет сумятица, — а отчего? Оттого, что воля Божия нарушена; а отчего она нарушена? Оттого, что стал размышлять о последствиях. А скажи сразу: прощаю, так Бог велел, — и всем колебаниям конец (Феофан Затворник, «Взыщите господа»).

А как же чувство собственного достоинства, когда нас обижают? По мнению уважаемого профессора-богослова Осипова Алексея Ильича, подставить другую щёку надо воспринимать не буквально. Почему Христос не подставил другую щёку, когда его ударил слуга первосвященника? Он сказал: «если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин.18,23). Таким примерно способом и надо защищать собственное достоинство – со смирением, без гордости, без неприязни к обидевшему нас. А щёку подставить, это проявить великодушие и первым прекратить ссору, даже если оппонент неправ.

Почему Любовь к ближнему так важна в христианской жизни? Бывает два вида любви – эгоистическая и жертвенная. Эгоистическая – я люблю, потому что мне хорошо. Жертвенная – я делаю что-то для другого человека, жертвую временем, вниманием, деньгами – отрываю от себя то, что мне самому нужно.

Вот что сказал Святейший Патриарх Кирилл: «Самое ужасное, что может быть в жизни христианина, — отсутствие любви». Любовь же, по словам Патриарха, — это «прежде всего способность отдавать себя другим», — разделять с другими свою жизнь, отдавать им часть своего времени, своей заботы, внимания, денег, своего человеческого тепла.

Давайте попробуем представить какие грехи мы совершаем, когда имеем к ближнему неприязнь, пусть даже он и дал нам повод. Итак, согласно книге священника Михаила Шполянского «Как приготовится к исповеди и причастию», возможно мы совершаем следующие грехи:

  1. Неимение любви к ближнему;
  2. Гордость (как же — я ведь лучше его!);
  3. Осуждение (я бы такого никогда не сделал!);
  4. Обидчивость (раз не простил, значит обиделся);
  5. Укорение;
  6. Спорливость;
  7. Высокоумие и самомнение;
  8. Злопамятность;
  9. Нежелание смирить себя перед ближним.

Видите сколько много грехов? Вот и получается, что мы внешне – благочестивые христиане, а внутренне – наше сердце холодно к людям. А Богу нужно лишь сердце. Иначе мы как старший брат в притче про блудного сына – вёл себя очень хорошо, но не ради любви к отцу, а ради наследства.

Итак, мы прекрасно понимаем ЧТО делать, но не знаем КАК сделать. Мы понимаем, что должны любить любого, даже неприятного нам, человека, но не можем с собой справиться.

Что же делать?

  1. Можно каждое утро читать молитву Оптинских старцев. Суть этой замечательной молитвы в одном: любые люди посылаются нам самим Богом для нашего испытания на верность Ему.
  2. Важно осознавать, что мы поступаем неправильно – честно себе признаться, что мы имеем неприязнь против этого человека и тем самым нарушаем заповедь Божию. «Так и Вы: хорошо, что вполне осознаете свою немощь,- отсутствие любви. Вот об этом и попекитесь и не называйте Ваши труды и усилия лицемерием. Нет, не лицемерие это, а искреннее желание иметь то, чего нет, но что крайне необходимо… Почитайте 1-ое Послание (апостола Павла) к Коринфянам, гл. 13 — о любви. Выпишите себе эту главу, чтобы иметь её пред глазами. А еще первая ступень к любви — жалость» (из писем архимандрита Иоанна (Крестьянкина)).
  3. Нужно пожалеть человека, согрешившего против меня. Ведь когда мы лежим в больнице, мы же не осуждаем больных за то что они болеют. А что мы делаем? Мы их конечно же жалеем и сочувствуем им. Так и грех – это болезнь. Надо жалеть человека, если он во власти греха («…Пожалей, и не осудишь», из писем Оптинского старца Анатолия).
  4. Было бы полезно вспомнить про молитву Господню «Отче наш…». Вот что пишет Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей книге «О молитве»: «…Да будет воля твоя. Например: когда делаешь добро другим, а тебе платят злом, говори: да будет воля твоя…  И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (хочешь и любишь, чтобы Бог прощал тебе грехи, за обычное считай прощать грехи и людям, согрешающим против тебя, зная, что любовь долготерпит и милосердствует)».
  5. Помолиться за обидчика прямо сейчас. «Говорите себе каждый раз, когда чужие грехи, какие-то ни было, в глаза полезут: «вот он или она сейчас грешит, а потом покается и спасётся, а я за осуждение его в аду гореть буду. Господи! Прости и меня и его!»» (Протоиерей Александр Торик, «Флавиан. Жизнь продолжается»).
  6. Помолиться  Господу о даровании любви.
  7. Понуждение к добру для этого человека. Когда возымеете к кому-нибудь невольное чувство неприязни, старайтесь победить это греховное чувство; заставьте себя так молиться: спаси, Господи, раба Твоего (такого-то) и святыми его молитвами умири сердце мое. Принудьте себя оказывать нелюбимому человеку всякого рода внимание и услуги – и Господь, видя доброе ваше намерение, не только вырвет из сердца вашего греховную неприязнь, но и его самого исполнит святою любовию (из поучений старцев).
  8. Молиться  за обидчика утром и вечером.
  9. Выписать на бумажку хорошие качества этого человека. Даже если в голову ничего не приходит, всё равно сидеть с чистым листком и вспоминать («Всякая человеческая душа по природе христианка», Тертуллиан). В каждом человеке всё равно есть что-то хорошее, просто мы слепы.
  10. Если не помогает – можно снова прочитать молитву Оптинских старцев.
  11. Исповедуемся и советуемся с духовником.  А главное, когда заметишь, что погрешила против любви, сейчас же исповедуй это… (преподобный Амвросий Оптинский).

Таким образом, на вопрос ЧТО делать нам отвечает Евангелие, а на вопрос КАК делать – Святые отцы.

Три примера из жизни Святых Отцов – любовь творит чудеса!

Из жизни Святого Праведного Иоанна Кронштадского.

Это произошло в начале Великого поста. Святой батюшка серьёзно заболел. Доктора сказали, что для спасения жизни, ему надо есть скоромную пищу.
— Хорошо, я согласен. Но только спрошу позволения у своей матери, – ответил святой
— А где Ваша мать?
— В Архангельской губернии.
— Напишите ей как можно скорее.
Было послано письмо, в далёкую северную губернию. Прошла неделя, другая – больному всё хуже. Наконец, пришло письмо с таким ответом: «Посылаю благословение. Но скоромной пищи вкушать Великим постом не разрешаю ни в каком случае». Святой отец Иоанн был очень доволен таким ответом своей благочестивой матери.
— Неужели же Вы не станете есть мясное? — спрашивали врачи Угодника Божия.
— Конечно не стану, — спокойно отвечал праведник.
— Да ведь вы умрёте!
— Воля Божия! Неужели Вы думаете, что я променяю на жизнь благословение матери, нарушив заповедь Господа: «Чти отца твоего и матерь твою»?
И что же? Послушался матери Святой сын, и вскоре выздоровел  (Священник Александр Ельчанинов, «По страницам книги святого праведного Иоанна Кронштадского «Моя жизнь во Христе»»).

* * *

Пахомий Великий.

Будущий основатель общежительного монашества, Пахомий Великий, родился в Верхнем Египте, к северу от Фив, в языческой семье. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был взят в армию императора Константина. По окончании войны воины оказались в тюрьме г. Эсне, которую посетили христиане, утешая пленников и предлагая им пищу. Когда Пахомий потом спрашивал, почему эти люди так заботятся о них, совсем не зная их, ему отвечали, что это христиане, и что они поступают так ради Бога. Поддержка арестованных, оказанная ради Бога людьми неизвестными, глубоко тронула душу юноши. Пораженный милосердием христиан, он дал обет верности Христу и около 312 года принял крещение.

* * *

А вот рассказ из книги митрополита Вениамина (Федченкова) «Из того мира. Книга чудес и знамений нашего времени» о епископе Иннокентии Херсонском, когда тот ещё был миссионером в Сибири во время жуткого голода: «Однажды стан о. Иннокентия остановился на границе языческого поселка. У миссионеров не было пищи. Сам о. начальник пошел с мешком к одному из жителей, прося хоть продать ему муки или хлеба. Но тот отговорился бедностью и указал на богатого «шамана» (местного жреца). О. Иннокентий и пошел к нему, прося хлеба «Христа ради». Тот встретил его недружелюбно, но сделал вид, что хочет дать муки. Пришли к амбару. Шаман приказал раскрыть мешок. И взяв одну щепоть муки, сказал с насмешкой:
— Вот тебе Христа ради!
Не смутился Христов ученик. Истово перекрестившись, он упал с благодарностью шаману в ноги и сказал:
— Да спасет тебя за твой дар Христос Господь!
Жрец был так поражен смирением монаха, что тут же просил научить его вере христианской и без долгих проповедей крестился сам со всем поселком.»

* * *

Так может только святые могут по-настоящему любить? Может эта высота нам недоступна, недосягаема?
Какое счастье, что не только святые, но и мы можем любить. Оказывается, этот чудесный дар можно приобрести через понуждение себя к добрым делам, пусть даже и без любви вначале. Вот что говорит старец Оптинский, преподобный Амвросий: «Любовь конечно выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь её иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твоё желание и старание и вложит в сердце твоё любовь…».

Из проповеди архимандрита Иоанна Крестьянкина из фильма «Псково-Печерская лавра»: «Может ли ждать себе прощения у Господа тот, кто сам не простил своим обидчикам? Может ли носить мир в своем сердце тот, кто не примирился со своим братом? Может ли радоваться духовной радостью о Господе тот, кто не порадовал в своей земной жизни скорбящего, не утешил плачущего, кто не сделал или слишком мало сделал за свою земную жизнь добрых дел, которые идут впереди нас на нашу вечную родину?

Спаситель! Научи меня простить от всей души! Всех, кто чем либо меня обидел. Я знаю, что не имею право на помилование, что не могу предстать пред Тобою с чувствами вражды, которые таятся в моей душе. Вот уж воистину, злокачественная опухоль! На которую мы нисколько не обращаем внимание. Очерствело моё сердце – нет во мне любви. Помоги мне, Господи! Молю Тебя – научи меня простить обидевших меня, как Сам Ты, Боже мой, на Кресте простил врагов. Это ведь не только установлено на один день, который именуется Прощённым воскресением, который является преддверием начала Великого поста, а это всегда надо носить в своём сердце. Здесь, в твоём сердце – Бог, в твоём сердце – Небо, в твоём сердце – Любовь, в твоём сердце – Мир! Вот чем должно быть наполнено твоё сердце. И за этим надо следить».

Если будем так рассуждать, то так и будет – из нашего истерзанного сердца вместо злобы непременно вознесётся молитва за наших оскорбителей. Как возносил, ещё раз повторяю, её Христос со Креста за своих распинателей. О дай нам, Господи, ни обижать, ни обижаться! Самим больше терпеть, и за обидчиков молиться!

И так, други наша, будем любить друг друга! Будем любить всех, даже врагов и недоброжелателей наших. Но любят ли они нас или нет – нам об этом нечего беспокоиться. Будем только о том заботиться, чтобы нам их полюбить! Нет человека на земле, которого бы все любили или бы все ненавидели. Мы встречаем категории людей и тех и других. Не иметь врагов – нельзя – они видимы и невидимы. Нельзя, чтобы нас все любили! Но нам любить всех очень можно и обязательно! Аминь.

Заключение.

Итак, являясь православными христианами, мы регулярно ходим в церковь, принимаем участие в Таинствах – исповедуемся и причащаемся. Утром и вечером молимся, читаем Евангелие и Псалтирь. Так мы любим Бога. А ещё надо любить ближнего, то есть любого человека: и близких нам людей и тех, к кому мы имеем неприязнь, и даже тех, кто делает нам плохо. Что именно делать нам говорит Святое Евангелие, а КАК этого достичь – Святые отцы. Конечно, проявлять дела любви необходимо разумно. И детей надо наказывать и делать замечания некоторым людям тоже надо. Но делать это необходимо только с любовью – иначе… Можно прочитать первые слова этого доклада.
Мы должны быть примером для других людей.

Можем ли мы являться примером для неверующих людей, не проявляя настоящей христианской любви к любым, окружающим нас людям?

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13,34:35).

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин.14,15).

Если же не делаем того, что должны, да ещё не терпим обид и скорбей, и через то не сокрушаемся и не смиряемся, то не знаю уж, что и сказать. Чем мы будем лучше неверующих тогда? Из писем игумена Никона Воробьёва
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5,16)

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла (глава 13):

  1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
  2. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
  3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
  4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
  5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
  6. не радуется неправде, а сорадуется истине;
  7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
  8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится …
  9. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Цель – этого реферата, заострить проблему.

Захотелось поднять эту тему, основываясь на наблюдениях за другими людьми. Однако по-большому счёту –я первый среди них – начать нужно бы с себя.

Скорей всего, готовя этот доклад, я и сам впал в осуждение – простите.

Не требуй любви от ближнего, ибо этим требующий мучается, если ее не получит; но лучше ты сам окажи любовь к ближнему и успокоишься. Таким образом приведешь и ближнего к любви (Авва Дорофей).

Список литературы.

  1. НОВЫЙ ЗАВЕТ
  2. «Лествица», Иоанн Лествичник
  3. «Душеполезные поучения», Авва Дорофей
  4. «Страсти и борьба с ними», святитель Феофан Затворник
  5. Аудиокнига «Взыщите Господа», святитель Феофан Затворник
  6. «О молитве», Святой праведный Иоанн Кронштадский
  7. «По страницам книги Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе»», священник Александр Ельчанинов
  8. Преподобные Старцы Оптинские. Жития и наставления
  9. «Советы супругам и родителям», Преподобный Амвросий Оптинский
  10. «Из того мира. Книга чудес и знамений нашего времени», митрополит Вениамин (Федченков)
  11. Письма игумена Никона (Воробьёва)
  12. Письма и проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
  13. Как приготовиться к исповеди и причастию, священник Михаил Шполянский
  14. «Флавиан. Жизнь продолжается», протоиерей Александр Торик
  15. Сайт «Азбука веры»
  16. Фильм «Псково-печерская Лавра», архимандрит Тихон (Шевкунов)
На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Братство Святителя Николая © 2018 ·   Войти   ·Отправляя любую форму на сайте вы соглашаетесь с ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ Наверх