[доклад] Что отпугивает новичков от Церкви: социологический анализ причин -Братство Святителя Николая

[доклад] Что отпугивает новичков от Церкви: социологический анализ причин

20 Январь 2014
Статьи и выступления

Следующая статья:

Доклад Тюлькиной Веры Александровны

«Что отпугивает новичков от Церкви: социологический анализ причин».

После празднования в мае-июне 1988 года 1000-летия крещения Руси начались изменения в области государственной политики по отношению к Русской православной церкви (далее РПЦ). Итогом стало то, что церковь официально разрешили. За 25 лет активной деятельности РПЦ многое успела сделать, хотя и на сегодняшний день существует множество институциональных проблем. В своей статье мы бы хотели освятить одну из наиболее важных – привлечение в православие новых адептов.

Церковь, как социальный институт, выполняет множество функций в обществе. Существует ряд причин, по которым человек идет в храм. Основной, на сегодняшний момент, является поиск внутреннего спокойствия, помощи и поддержки в трудных жизненных ситуациях: потеря близкого, жизненные несчастья и неурядицы, беспокойство за близких, просьбы к богу сделать жизнь легче и т.п.  Другими причинами прихода в храм могут быть: любопытство, поиск истины и желание разбогатеть. А РПЦ, в свою очередь, готова помочь всем страждущим. Но не все люди, которые впервые заходят в храм, остаются. На то существует множество причин, которые можно разделить на две большие группы: общественно-личностные и церковно-институциональные. Рассмотрим каждую группу подробнее на основе анализа  православных интернет-изданий, сайтов и форумов.

Общественно-личностные. Эта группа причин, отталкивающая людей от РПЦ, связанна с ценностями и ориентирами, продиктованными современным обществом личности, то есть – это те внутренние и внешние противоречия, которые необходимо преодолеть индивиду, который решает прийти в храм.

1) Расцерковление общества, процесс, в ходе которого церковь отодвигается на периферию жизни людей.  Ей на замену приходит идеология потребления с культом индивидуализма. Человек, с позицией «моя хата с краю», отгороженный от других, удобен обществу потребления. Индивидуализм порождает неприятие главного принципа жизни в христианской общине, где люди общаются между собой на основе братской любви. Как результат, человек рассчитывает только на себя, а церковь учит полагаться на Бога, «взять свой крест», так как на все воля Божья и Бог дал – Бог взял. Верующие приходят в храм просить помощи и благодарить. Для этого нужно смириться и умерить свою гордыню, что противоречит установке современного общества, пропагандирующего эгоизм и веру только в свои силы. Как итог, церковь воспринимается так же с точки зрения потребления, если плохо – пришел, проблемы – нужно освятить машину, квартиру, офис.

2) За годы СССР, когда все, что связано с религией, искоренялось, на первое место выдвигались отличные от православных идеалы и ценности, а образование стало полностью светским, новые члены общества воспитывались вне религии, и, соответственно, культура христианской жизни была забыта. А раз нет духовной составляющей в воспитании, наблюдается у современного человека духовная неразвитость и духовная глухота, что приводит к игнорированию себя как души, и не развивается желание найти Бога, нет жажды вечной жизни, которую обещает православие для всех своих последователей. А если появляется духовная пустота, ее общество предлагает заменить благополучием, успехом, культурой потребления или «залить» водкой. Потребительскому обществу мотивировать индивидов на потребление намного выгоднее, чем отправлять в лоно церкви, где предлагаются другие стандарты жизни.

3) Основа общества потребления – комфорт и получение результата без особых усилий во всех сферах. А жизнь в церкви – это нелегкий труд, как духовный, так нравственный и интеллектуальный. Современный человек отучен от этого, он хочет расслабляться, получать удовольствие, и не хочет думать о смерти, о страшном суде, на котором придется отвечать за свои поступки. Он живет, как «загрузили» посредством светского воспитания, не задумываясь о смысле жизни. Современная жизнь, с ее ритмом, темпом и постоянной гонкой убивает способность мыслить, искать смысл существования.  А чтобы жить христианской жизнью, необходимо перестроить свою жизнь кардинальным образом: каждый день вычитывать утреннее и вечернее плавило, ходить хотя бы на воскресные и праздничные службы, соблюдать посты, исповедоваться, участвовать в таинствах, читать духовную литературу. Для этого нужно усилие над собой, даже подвиг, энтузиазма недостаточно. Общество же ориентирует человека на самооправдание, самоутверждение, властолюбие, тщеславие, деньги и вещи.

4) Так же стоит отметить внутриличностные причины, которые выражаются в боязни остаться одному. Если окружение не разделяет христианских ценностей и взглядов на жизнь, то воцерковленный человек попадает в конфликт со средой, который выражается в непонимании, отчуждении, исключении его из определенной устойчивой группы. В то же время, РПЦ призывает своих адептом на своем примере показывать подлинную христианскую жизнь, смирение  («Начни с себя и тысячи вокруг спасутся»), то есть, если жить благочестивой жизнью, православная вера распространиться и на близких, ведь каждый верующий должен быть в какой-то степени миссионером.

5) И, наверное, самая сложная и серьезная задача, которую ставит церковь для новых членов – признать, что раз есть проблемы и болезни, значит жил неправильно, шел по ложному пути, совершил много грехов, за которые и получаешь наказания, увидеть себя настоящим, покаяться и круто поменять свою жизнь («Иди и больше не греши»). Для этого нужно не только смирение, но и мужество снять все социальные маски и роли. Поэтому, кто это понимает, откладывает это на потом, «состаримся – придем», «о душе в старости подумаю», «идти в церковь – это удел старых и больных». Православие же говорит, что без помощи церкви никогда не выйти победителей в борьбе со грехом.

Вторая группа причин – церковно-институциональные. Они связаны с внутренним устройством РПЦ и насколько она открыта и привлекательна для новых прихожан. Согласно Э.Трельчу [1, c.520], церковь пополняет свои ряды не сколько за счет новообращенных, сколько за счет рожденных в семьях их последователей. Но так как в настоящее время ориентация РПЦ направлена на привлечение взрослых прихожан, этот круг причин становится особенно актуальным.

1) В светском обществе бытует мнение, что РПЦ устарела, ее нужно реформировать, так как обряды и таинства непонятны и бессмысленны, посты тяжелы, службы и молитвы на старославянском, что взгляды на жизнь устарели и отстали от современной жизни. На все это церковь отвечает, что благодаря своему консерватизму и следованию обычаям, православие сохранило истину. Поэтому переводить служебные книги и молитвы никто не собирается, дабы сохранить сакральность.

2) Православное вероучение достаточно сложно, оно плохо воспринимается без книг, вдумчивого чтения и объяснения. Службы, таинства и молитвы непонятны. Поэтому написано много книг: толкования святых отцов на Ветхий и Новый Заветы, разъяснение служб, перевод молитв и многое другое.

3) Многих новых прихожан отпугивает неприветливое отношение со стороны клира и самих православных. Встречаются «ревностные не по разуму» и нравооучительные священники, осуждающие «бабушки» (не так крестишься, молишься, одета). Для посещения храма действительно существуют правила «дресс-кода», правила поведения на службе и определенная внутренняя культура. Такие социальные нормы нужны для поддержания порядка. Они приобретаются индивидом через социализацию (процесс, когда люди обучаются соответствию социальным нормам) [1, c.430] и интернализацию (процесс, в ходе которого индивид познает и понимает в качестве обязательных социальные нормы, ценности, характерные для данной социальной группы) [1, c.171].  А человеческий фактор существует везде.

4) Априори в самой церкви, в особенности в священнослужителях, и воцерковленных православных, новые члены хотят видеть идеал жизни и поведения, то есть тот образец истинного христианского отношения к жизни, людям и Богу, про который говорил Иисус Христос. И не всегда его находят. Добавляют «ложку дегтя» торговля в храмах, пожертвования, иномарки у высшего церковного руководства и т.п. Несмотря на все это, в церкви новичку объяснят и помогут за всем этим увидеть Христа, его любовь и благодать.

Подводя итоги всему вышеперечисленному, можно сделать вывод, что причин, отпугивающий новых прихожан от РПЦ, много и они разносторонние. РПЦ видит свои минусы и принимает соответствующие меры. В частности для преодоления большинства причин церковь организует воскресные школы для взрослых, на занятиях в которых священнослужители рассказывают и объясняют все нюансы православия. А через обучение церковь пополняет свои ряды верующими.

Литература:

1. Социологический словарь: Пер. с англ. [Текст] / Н.Аберкромби, С.Хилл, Б.С.Тернер; под ред. С.А.Ерофеева. –  2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 620 с.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Братство Святителя Николая © 2018 ·   Войти   ·Отправляя любую форму на сайте вы соглашаетесь с ПОЛИТИКОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ Наверх