25.11.18. группа братьев и сестёр Братства святителя Николая выехали в с.Волково Слободского р-на Кировской области к отцу Владимиру Орлову – настоятелю церкви Троицы Живоначальной.
С утра было темно и не очень бодро на улице, зато в машинах – тепло и уютно. По дороге, как уже повелось, читали акафист святителю Николаю, а по приезду встали на Литургию. Поскольку главный, Троицкий, придел храма в настоящее время находится на реставрации (о нём немного позже), служба шла в приделе в честь иконы Божьей Матери Державная. Хотя места в нём и не очень много, но это и придаёт молитве ещё большую общность. Нижний ряд иконостаса примечателен тем, что на дьяконских вратах размещены не традиционные образы Архангелов или Перводьяконов. На северных вратах изображён царь Салимский Мелхиседек (времен Авраама), а на южных вратах – Благоразумный разбойник, держащий крест. Невольно задаёшься вопросом: чем руководствовался иконописец, оставляя нам на память образы этих библейских героев?
После Литургии, на которой также были и детки из воскресной школы, братчики пошли разделывать брёвна на поленья для котельной, которая обогревает по сути целый комплекс церковных строений. Из истории храма мы знаем, что сначала в камне были поставлены Троицкий однопрестольный храм и колокольня. Затем с течением времени сначала к храму были пристроены пределы В честь Илии Пророка и Георгия Победоносца. А позднее все строения были соединены с колокольней в одно, где появился ещё и придел в честь иконы Божьей Матери Державная.
Дров на зиму для обогрева такого большого объёма помещений требуется очень много, не менее 5-6 КамАЗов. Этого хватило бы на отопление одной среднестатистической избушки лет на 6-7. Поэтому без помощи добровольцев отцу Владимиру пришлось бы нелегко. Но и сам он, как говорится, не лыком шит: дрова колет так, что даст фору любому молодому дровосеку! Все добровольные помощники стали свидетелями уникального мастер-класса от отца Владимира. Секрет технологии состоит в том, чтобы процесс колки был максимально оптимизирован по времени и прилагаемым усилиям. Батюшка поделился с нами этой технологией: сначала нужно выстроить в ряд одинаковые по размеру чурки (которые, конечно, перед этим должны быть напилены из брёвен), а затем на один взмах колуна делить их пополам. За один такой проход по чуркам дыхание конечно же сбивается. Но пока половинки чурок вновь выстраиваются в ряд, дыхание восстанавливается. И к моменту установки последней полу-чурки можно снова браться за топор. Смотрите видео.
К обеду куча брёвен значительно уменьшилась, хотя видно было, что ещё колоть и колоть… Но отдохнуть и подкрепиться всё же было нужно. В тёплой светлой трапезной уже был готов обед и накрыт стол. Батюшка составил компанию честной братии. После обеда было решено устроить экскурсию по старой части храма. Она началась со слов батюшки: «А теперь мы перемещаемся в век XVIII». Открылись двери и мы перешагнули порог из настоящего в далёкое прошлое.
Первое, на что обращается внимание при входе в эту часть храма – старый пол из железных, а может чугунных, квадратных плит. Такие плиты нередко можно увидеть в старых храмах, которых не так сильно коснулись переделки советских и новых времён. Это сразу создаёт некое ощущение причастности к тому старому, что дошло до нас из глубины веков. Представляется, как по этим же плитам ходили ноги прихожан вековой и двухвековой давности… А далее, по центру – икона святых князей-мучеников Бориса и Глеба в окладе, стоящая на носилках. Эту икону каждый год 15 мая переносят из церкви в Волково в церковь в Никульчино, что находится примерно в 10-12 км от Волково. А осенью, 18 сентября, эту икону крестным ходом несут обратно в Волково, на зиму. История об этой иконе и крестном ходе с ней – отдельный рассказ. Точно так же как и про икону Георгия Победоносца, стоящую тоже в окладе на носилках в одноимённом приделе храма.
Продолжение экскурсии было в самой древней части храма – Троицком приделе. Высота церкви в этой части, не считая колокольни, самая высокая. И вся она стоит в лесах, на которых работают реставраторы, восстанавливающие росписи не стенах храма. Росписи по содержанию делятся на Ветхозаетные и Новозаветные. Ветхозаветные сюжеты содержат прообразы Спасителя нашего Иисуса Христа: Авраама и Исаака, Ионы и трёх отроков в пещи огненной. На уровне верхнего ряда окон – Новозаветные сюжеты. Но всей этой красоты пока не видно из-за строительных лесов. А самая верхняя часть купола скрыта от глаз сплошным дощатым настилом. Можно себе представить, как великолепно будет всё выглядеть после реставрации!
Время на экскурсии пролетело незаметно. Вышли все из храма одухотворённые, в тихой радости и покое. И поскольку на улице было ещё светло, продолжили заготовку дров. На удивление последнюю поленницу скидали легко и быстро. Видимо, общение с о.Владимиром дало нам новый заряд для благого дела. Работали, пока не стемнело. Уже зажглись фонари, а пилы всё ещё сотрясали воздух округи своим пронзительным звуком.
Но вот настал час, когда уже и батюшке пора было отдохнуть от насыщенного служением дня. Все прибрали рабочие места, присели перед дорогой в трапезной на чашку чая и стали собираться в обратный путь. В такой момент ловишь себя на мысли, что в песне легендарного Владимира Высоцкого:
«В суету городов и в потоки машин Возвращаемся мы — просто некуда деться! — И спускаемся вниз с покоренных вершин, Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.»
Только сердце остаётся с Богом…
автор Ольга Пляскина
Все фото смотрите в АЛЬБОМЕ